Социальный проект «От ограниченных возможностей – к возможностям без границ»

Голосование для родителей с целью оценки реабилитационной работы, проведенной с детьми в ходе реализации проекта

Отзыв родителей о проводимом мероприятии


ВСТРЕЧИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(по итогам мероприятия «Путешествие в мир прекрасного»)

… «Глядя на прекрасное,
слушая прекрасное,
человек улучшается»
— так говорили древние греки.

    6 июня 2018 года в рамках муниципального проекта «От ограниченных возможностей – к возможностям без границ» который, получил поддержку Фонда детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в виде Гранта, под председательством М.В. Гордеевой, в городском комплексном Центре помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ОВЗ, прошло очередное праздничное мероприятие для детей с ограниченными возможностями здоровья «Путешествие в мир прекрасного». В ходе мероприятия прошёл мастер- класс по изготовлению музыкального шумового инструмента «маракас». Дети вместе с родителями увлечённо творили, фантазировали, а затем попробовали себя в роли музыкантов в игре «Музицируем вместе». После этого дети отправились на экскурсию в музыкальную школу. Познакомились с музыкальными инструментами, принимали активное участие в музыкальной игре «Играй, маленький музыкант» и викторине. Дети с интересом слушали педагогов и отвечали на их вопросы. В завершении мероприятия дети получили подарки. Праздник получился насыщенным, интересным, оставил яркие впечатления и положительные эмоции.


СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОСОБОГО РЕБЕНКА

    Увы, это несчастье может случиться с каждым из нас. Проблема может открыться
сразу после рождения ребенка, а может через год, два, три… или случиться с подросшим ребенком… Разными могут быть и нарушения, и состояние ребенка. Разный состав семей, разное материальное и социальное положение, но переживания чаще всего сходны – после того, как вы осознаете, что это произошло именно с Вами, Вы испытаете чувство огромного горя.

    Узнать, что твой ребенок не такой, как другие дети, страшно. Такой опыт временем не забывается, не отходит на второй план. Он остается с вами навсегда, влияет как на ваше отношение к ребенку, так и отношения с окружающим миром. Многие признаются, что подобный опыт изменил их взгляды на жизнь: с одной стороны – прибавил горечи и злости, но с другой – научил быть терпимыми к чужой слабости и лучше осознавать, что в жизни по-настоящему ценно.

    Проблема существования семьи с особым ребенком в обществе усугубляется еще и тем, что бессознательно ребенок с нарушениями почти всегда этим обществом воспринимается негативно и имеет мало шансов быть принятым. Истоки этого в нашем социуме лежат в советских временах, когда человек должен был стремиться «быть как все», а тот, кто не мог – отвергался. Есть у такого отношения и более глубокие корни – это инстинктивное стремление избегать всего необычного, так как это необычное потенциально несет в себе угрозу и, соответственно, порождает защитный страх.

    В итоге получается, что семья, в которой появляется такой ребенок, с одной стороны, сразу выбрасывается обществом как «дефектная, несчастная, виновная». С другой стороны, сама семья переживает крушение надежд и воспринимает рождение ребенка с нарушениями как безусловное «несчастье, горе».

    Итак, появление ребенка с нарушениями развития становится крайне сложным опытом для семьи, разрушая ожидания, связанные с будущим. Оказавшись в этой ситуации, семья начинает долгий путь. Как правило, этот путь начинается с очень тяжелых переживаний, но к чему же в итоге приводит? Это уже во многом зависит от Вас.

    В психологии принято выделять пять основных этапов переживания горя:
1. Отрицание (человек не верит, что это произошло с ним).
2. Агрессия (произошедшее вызывает в человеке чувство гнева, негодования, несправедливости и т.д.).
3. Торги (человек пытается «совершить сделку» с высшими силами, жизнью, судьбой и т.д. – пообещав себе что-то исправить в своем поведении, образе жизни, а взамен надеясь вернуть благополучие).
4. Депрессия (все активные попытки бороться с горем завершены, ресурсы истощены, появляются апатия, безразличие, ощущение собственной беспомощности и т.д.).
5. Принятие (человек учится примиряться со своей нынешней жизнью – такой, какая есть, принимать ее, видеть в ней положительные стороны, появляется желание жить дальше).

    Но для того, чтобы пройти все эти этапы и добраться до пятого, т.е. вновь обрести гармонию на новом новым сознанием, нужна большая работа. Возможно, Вы замечали, что многие, столкнувшись с бедой, до конца жизни отрицают, что это с ними произошло, верят в то, что обязательно произойдет чудо и вернет все на прежние места. Или начинают винить во всем окружающих, видят только негативные стороны мира, считают, что злая судьба над ними издевается…или просто теряют интерес к жизни, замыкаются и «существуют», вместо того, чтобы «жить».

    Знакомство с этими этапами и осознание того, что несмотря на горечь произошедшего с Вами и Вашей семьей, необходимо жить дальше – это уже первый шаг на пути к восстановлению гармонии, первый шаг на пути к этапу принятия. Не закрывайтесь, не отказывайтесь от помощи – работа с психологом, опыт людей, подобное, просто общение, возможность выговориться и т.д. Ваше спокойствие и принятие ситуации важно как для Вас, так и для Вашего особого ребенка, потому что никакие слова, книги, советы и упражнения не помогут Вашему ребенку любить себя и радоваться жизни, как пример его собственных родителей!!!

КАК ПОМОЧЬ СЕБЕ ПРИНЯТЬ РЕБЕНКА?
    Вот советы, которые дает в своей книге «Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей» Сара Ньюмен, мама особого ребенка:
ü Помните о том, как вы любите своего ребенка, как вы нужны ему, а он – вам. Радуйтесь ему. Думайте о нем не как об «инвалиде», а прежде всего как о вашем ребенке, которого вы очень любите.
ü Живите настоящим и старайтесь не заглядывать слишком далеко в будущее. Воспринимайте своего ребенка таким, каков он сейчас, каким будет в ближайшие дни или недели. Можно ли сказать, каким станет ребенок через пять или десять лет?
ü Двигайтесь вперед. Каким бы медленным ни было продвижение вперед, сконцентрируйтесь на успехах ребенка и не мучайте себя, сравнивая его с «нормальными» сверстниками.

    Чтобы помочь себе справиться с переживаниями, попробуйте в первую очередь дать им имя. Какое конкретно чувство сейчас испытываете? Ниже будут кратко описаны одни из самых основных «тем» переживаний родителей особого ребенка. Каждая из этих тем будет описана как две полярные точки, но это не значит, что процесс переживания движется от одного полюса к другому: зачастую оба эти полюса присутствуют одновременно, но в какой-то момент один из них может звучать сильнее. Какой – выбирать Вам.

    Отрицание и принятие. К рождению ребенка готовятся, с ним связано много ожиданий, мечтаний о том, какой станет семья, строятся планы, формируются представления о себе как родителе. Но если ребенок оказывается «несовершенным»,
эти мечты и ожидания рушатся — возникает боль утраты. Иногда отрицание столь сильно, что родители ребенка с глубокими нарушениями и очевидными проблемами до последнего момента не оформляют инвалидность или возлагают большие надежды на какое-то конкретное лечение либо метод воздействия, которые, как им кажется, вернут ребенка и семью в «здоровье», то есть — в счастье.

    Можно долго жить в ситуации постоянной борьбы и внутренней обороны, в сильном напряжении, но принципиально иную перспективу открывает принятие. Принятие необходимо, чтобы начать строить свою жизнь по-новому, чтобы появилось место для нового будущего с этим особенным ребенком. Оно создает пространство для наблюдения и понимания, позволяет увидеть возможности, которые до этого были сокрытыми. Принятие дает человеку переживание ценности любого опыта его жизни, какими бы ни были конкретные события.

    Отчаяние и надежда. Отчаяние — частый спутник в начале пути. Диагноз звучит ужасающе, состояние ребенка может быть очень тяжелым, у родителей возникают сильные переживания: чувство вины, стыд, страх, ощущение одиночества и бессмысленности, семья часто оказывается без поддержки — и для отчаяния открываются двери. Но многие семьи с течением времени начинают справляться с отчаянием. Они ищут, где ребенку может быть оказана помощь, соответствующая их представлениям о его нуждах, собирают информацию о методах воспитания и обучения особых детей, находят единомышленников и позитивные истории о людях, столкнувшихся со сходными проблемами. Появляется место для надежды.

    Вина и прощение. Нарушение, болезнь вызывают ощущения личной неудачи, стыда, унижения и даже нравственного, духовного, падения. Вина и стыд оказывают огромное влияние на отношения человека внутри социума. Чувство сильной вины приводит человека к ощущению, что у него самого и его ребенка нет никаких прав в этом обществе. Человек хочет спрятаться, не выходить из дома и не встречаться с другими людьми, потому что через его ребенка может быть обнаружено его собственное глубочайшее несовершенство. Но именно через переосмысление вины человек может соприкоснуться с важными духовными темами, с которыми он, возможно, никогда бы ни столкнулся, сложись ситуация иначе. Одна из этих тем – это вопрос о справедливости в мире и ответственности человека в нем. Когда появляется принятие и понимание ситуации, человеческих возможностей и ограничений, человек способен снять с себя бремя вины и ощутить освобождение и облегчение, появляется место и для прощения. Прежде — прощения себя. Прощение себя, людей, мира и принятие их и себя какие есть, — это шаг огромной важности, шаг в новый мир.

    Изоляция и близость. Нарушения или определенные проблемы ребенка, несомненно, создают в его жизни ограничения, что, как правило, сказывается и на семьях — их жизнь тоже меняется. Если ребенок имеет выраженные нарушения, то, скорее всего, он никогда не сможет посещать обычный детский сад, школу, не пойдет учиться дальше и не овладеет профессией т.д., он не будет «полноценно» общаться со сверстниками, как это делают обычные дети. Для семьи изменение социальных возможностей ребенка означает изменение и ее социальных возможностей, семья подвергается риску остаться вне социального процесса. Вокруг семьи буквально вырастает крепостная стена, ее граница «запирается на замок». Внутри семьи часто устанавливается «политика молчания». Молчание способно разрушить близость и доверие между людьми. Другой аспект изоляции — ощущение, что нигде и ни у кого нет такого горя, и никто не может понять, что значит иметь такого ребенка. Поэтому очень важно в ситуации переживания горя сохранить близость с окружающими, возможно даже обрести близость с новыми людьми. Особую роль в этом процессе может сыграть обращение к семейному психологу или в группы поддержки.

    Потеря и обновление. Понимание того, что у ребенка есть нарушения, часто вызывает ощущение потери. Это касается и потери возможностей самого ребенка, понимание и принятие того, что для него очень многое останется недоступным. Это и переживание потери собственных надежд, которые связаны с образом «обычного» родителя «обычного» ребенка. Однако именно опыт потери часто открывает то, что является для нас в этом мире самым драгоценным и желанным. Так, потери приносят в нашу жизнь потенциальную возможность принятия, обновления и большего соприкосновения с нашими ценностями.

    Бессмысленность и смысл. Нарушение развития бросает вызов способности обнаруживать и порождать смыслы. И эта способность создавать смысл и борьба за его наличие в жизни и есть поступок человека перед лицом того, что его пугает, лежит вне пределов его власти и контроля. Именно здесь проявляется наша человеческая активность и ответственность. Именно это является началом и сутью духовного пути, на который мы можем выйти благодаря трудностям и потерям. В этом заключается дар, который мы получаем через тяжелые испытания… Эти эмоционально значимые темы помогают рассказать о переживаниях и пути, который проходит семья, имеющая особого ребенка. По существу эти темы являются универсальными, поскольку возникают при столкновении человека с любой тяжелой жизненной ситуацией, и могут стать для человека шагами на пути его изменения и осмысления событий своей жизни.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ?
    Прежде чем начать осуществлять эту помощь, задумайтесь –
А в чем именно Вы хотите ему помочь? Чего Вы желаете своему ребенку?
Я не ошибусь, если предположу, что каждый родитель желает своему ребенку в первую очередь быть счастливым – а значит, любить и принимать себя, иметь возможность самовыражаться. В чем конкретно будет состоять это счастье – у каждого представления свои. Кто-то считает, что его ребенок будет счастливым, если создаст семью, кто-то видит жизненную необходимость в общении с настоящими друзьями, а некоторые считают, что счастливая жизнь не мыслима без любимой профессии. Так или иначе, чаще всего представления родителей о счастье своего ребенка тесно переплетаются с необходимостью успешной социализации.

    Если Вы решили работать над принятием своей жизни с особым ребенком, то Вы уже сделали самое главное. Счастливые родители, не винящие себя в том, что их ребенок «не такой», любящие себя и своего отпрыска, умеющие радоваться жизни и философски принимать проблемы, не отгораживаясь от мира стеной – залог того, что и ребенок будет принимать себя радоваться жизни. Однако есть и другие стороны жизни ребенка, связанные с его социализацией, в которых Вы можете ему помочь.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
    Дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, нередко нуждаются в дополнительном внимании к их психомоторному развитию. Мозг человека так устроен, что все функции тесно переплетены и ограничение в развитии одной (например: движение, слух, зрение) может тянуть за собой трудности в развитии другой функции (внимание, речь, пространственное мышление и т.д.). Таким образом, если своевременно обращать внимание и оказывать необходимую помощь ребенку, исходя из его ограничений и возможностей, можно ограничиться минимальными трудностями в развитии. Так, ребенок, имеющий нарушения слуха, может избежать выраженных трудностей в развитии речи, ребенок с диагнозом ДЦП не будет иметь трудностей в обучении, связанных со счетом и другими операциями, с освоением пространства и т.д. Соответственно, такому ребенку проще будет получить хорошее образование. Если ребенок имеет интеллектуальные нарушения органического характера, важно выявить его сильные и слабые стороны и грамотно организовать процесс образования и развития.

    Чем раньше Вы начнете заниматься развитием ребенка, отталкиваясь от его особенностей и используя специальные упражнения и игры, тем большего успеха вы добьетесь. В этом Вам могут помочь специалисты из различных учреждений.

    Однако важно не забывать, что для успешного развития особого ребенка необходима ежедневная круглосуточная работа. Это не означает, что ребенка надо целый день обучать и образовывать, это значит, что специальные средства развития должны войти в вашу повседневность, проникнуть в обычные бытовые дела – приготовление пищи и т.д.

    В раннем психомоторном развитии ребенка также может помочь вышеупомянутая книга С. Ньюмен ««Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей»» (в электронном виде ее можно найти в интернете).

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
    Некоторые дети с особыми нуждами погружены в себя и не проявляют интереса к людям: однако им необходимо понять, что в общении есть определенный смысл. Другие же просто не обладают необходимыми навыками общения, за счет чего могут вести себя неадекватно агрессивно, навязчиво и т. д.

    Для успешного социального развития необходимо выработать определенные потребности и освоить некоторые умения и навыки:
— интерес к людям;
— соблюдение границ;
— понимание собственных чувств и чувств окружающих;
— понимание правил поведения в обществе.
Играйте в игры, развивающие зрительный контакт с ребенком. Не забывайте давать ребенку достаточно времени, чтобы отреагировать.

    Играйте с ребенком в игры, которые ему нравятся: это позволит ему увидеть смысл в общении с вами. Кроме того, если ребенок хочет поиграть еще, он должен как-то выразить это свое желание, т.е. вступить с вами в общение. Во время игры старайтесь чаще вступать в зрительный и физический контакт с ребенком.
Игры с зеркалом развивают в ребенке интерес к своему собственному и чужим лицам. Надевайте смешные шляпы, большие яркие серьги, забавные очки и клоунские носы, чтобы привлечь внимание ребенка. Подносите звуковые игрушки к лицу, чтобы привлечь к ним внимание ребенка.

    Играйте в игры, помогающие ребенку составить представление о своем теле и о своем «Я». Реагируйте не только на словесные обращения, но и на другие способы привлечения ребенком внимания.

    В ситуациях социального общения показывайте ребенку, что от него требуется. Однако не ждите, что его хорошее поведение продлится долго. Лучше всего воспитывать ребенка личным примером: если вы хотите, скажем, чтобы ребенок сидел спокойно и пил молоко, сядьте рядом и начните пить кофе. Всегда будьте для ребенка примером.

    Если ребенок испытывает трудности на детской площадке, стесняется заводить знакомства или ведет себя агрессивно, ненавязчиво покажите ему, как действовать. Побудьте его «официальным представителем». Свободно и доброжелательно общаясь с другими людьми, детьми, Вы покажете ему способ взаимодействия с ними. Не настаиваете на том, чтобы ребенок проявлял активность против своей воли – наблюдая за Вами, он, скорее всего, сам захочет этого.

    Чтобы ребенок не комплексовал в связи со своими ограниченными возможностями здоровья, надо создать вокруг него благоприятную атмосферу, очень важно не держать его в изоляции – побольше общайтесь с семьями с детьми. Если Ваш ребенок некомфортно чувствует себя на детской площадке и в других «обычных» детских местах, посещайте центры развития, где к вашему ребенку и его особенностям заведомо отнесутся с пониманием.
ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ.
    Очень важно для успешной социализации особого ребенка – его ощущение себя полноценным членом общества. Ребенок не должен чувствовать себя ущербным!

    Конечно, в нашем (не очень зрелом в вопросах интеграции) обществе ему наверняка встретятся люди, не слишком толерантные к его особенностям. Наверняка ему придется столкнуться с грубостью, хамством, глупостью и от этого Вам вряд ли удастся уберечь свое чадо (в том числе и изоляцией его от этого несовершенного общества). Но воспитав ребенка в любви и принятии, вы дадите ему очень крепкую основу, на которую он сможет опереться, столкнувшись с подобным отношением.

    Ведь в раннем детстве родители для ребенка практически боги. Их мнения, принимаются ребенком безапелляционно, без капли сомнения. Если с рождения ребенок будет чувствовать, что самые важные в его жизни люди – родители видят в нем полноценного человека, а не инвалида, нуждающегося в опеке, в последствии его уже трудно будет убедить в обратном.

    Помогите ребенку найти занятие, в котором он сможет самореализоваться, быть успешным. Участвуйте в конкурсах, выставках, ходите на кружки, и главное – бойтесь искренне вслух радоваться ребенка!!! Чаще хвалите ребенка, больше внимания на его успехи, чем на неудачи, не оставляйте без одобрения и похвалы ни одно достижение (даже самое крохотное). Кроме того, не следует чрезмерно опекать ребенка и руководить его жизнью: вы должны дать ему свободу и возможность рискнуть, испытать новый опыт и новые ощущения; все это укрепляет в нем сознание своих возможностей.

    Очень важно, чтобы ребенок с детства учился выбирать. Если родители никогда не дают ребенку сделать самостоятельный выбор, он может вырасти пассивным или, напротив, упрямым и несговорчивым. Способность выбирать поможет ему развить чувство самостоятельности и независимости, поможет ощутить себя хозяином своей жизни.


Инновационный социальный проект «От ограниченных возможностей – к возможностям без границ»

    В 2017 году в Черемхово начал работу Центр помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Инновационный социальный проект муниципалитета «От ограниченных возможностей – к возможностям без границ», предусматривающий создание Центра, получил грант федерального Фонда поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В течение полутора лет специалистами Центра будет проводиться работа с не посещающими дошкольные организации детьми в возрасте 3-8 лет, чтобы скорректировать некоторые недуги и повысить уровень социализации малышей.

    Проект представляет собой комплекс мероприятий, в реализации которых задействованы специалисты разного профиля. Это и врачи, и педагоги, и работники учреждений культуры. С детьми работают педиатр, педагог-дефектолог, педагог-психолог и детский психиатр, массажисты, педагоги, художественные руководители. На первом этапе работа проводится с 20 детьми с легкими ментальными нарушениями, такими как нарушение речи, задержка психического развития, на втором этапе специалисты будут работать с еще 20 детьми с более серьезными проблемами, такими как детский церебральный паралич, синдром Дауна, аутизм.

    Главная задача Центра — помочь семьям, в которых растут особенные дети. Ведь бывает так, что родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья или детей-инвалидов, опускают руки или же просто не знают, как помочь своему ребенку. Иногда и сам ребенок не знает сам, как себя «собрать». В Центре специалистами для каждого ребенка составляется индивидуальная программа, которая позволит подобрать лечение и коррекцию, чтобы улучшить общее состояние малыша, развить его внимание, память, речь, сделать более усидчивым, научить общаться с окружающими. Любому ребенку можно помочь, если работать системно и слаженно.

    Общая сумма гранта, которую получил город Черемхово из Фонда поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на реализацию проекта составляет 1,7 млн рублей. Еще 500 тысяч на создание Центра предусмотрено в местном бюджете, 300 тысяч составят средства спонсоров.

    Узнать подробнее о работе Центра помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, можно по телефону 8(39546) 5-13-83.


Полезные советы для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ

Технологии работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья