Прокуратура

Нажмите на картинку чтобы перейти по ссылке

Остерегайтесь мошенников при использовании банковских карт!

«Об ответственности за создание фирм-однодневок»

Единого определения для «фирм-однодневок» действующим законодательством не предусмотрено. По сути, это юридическое лицо, которое: не ведет никакой деятельности, не платит налоги, предоставляет посреднические услуги или услуги перекупщиков; используется для получения налоговых выгод.

В целях пресечения фактов регистрации физическими лицами «фирм-однодневок» за вознаграждение и (или) без намерения личного руководства и реального осуществления финансово-хозяйственной деятельности прокуратура разъясняет, что целями создания «фирм-однодневок» являются возможность хищения и обналичивания денежных средств, уклонения от уплаты налогов, легализации преступных доходов и совершения других преступлений, угрожающих экономической безопасности и обороне государства.

Как правило, для создания таких фирм, используются документы, удостоверяющие личность граждан, не собирающихся реально осуществлять предпринимательскую деятельность. Таким лицам выплачиваются некоторые суммы за использование их документов.

Инициатор создания фирмы с гражданином, согласившимся за плату предоставить свои документы, посещают нотариуса и налоговую инспекцию, где подписывают документы, необходимые для регистрации их в качестве учредителя или руководителя юридического лица.

Не позволяйте вводить себя в заблуждение, не соглашайтесь на поступившее Вам предложение стать «номинальным» (подставным) руководителем организации.

Регистрируясь «номинальным» директором/учредителем или индивидуальным предпринимателем, Вы становитесь соучастником преступлений в сфере экономической деятельности.

Так, образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных, повлекшее внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных лицах, влечет привлечение к уголовной ответственности по статье 173.1 Уголовного кодекса РФ, за которое предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 100  до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Помимо этого, предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдача доверенности, если эти действия совершены для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице, влечет уголовную ответственность по статье 173.2 Уголовного кодекса РФ, в виде штрафа в размере от 100  до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Прежде чем согласиться быть подставной фигурой за вознаграждение, необходимо задуматься, стоит ли временный доход лишения свободы или существенных штрафов.


Начальник управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу Юрий Русанов провел личный прием граждан в городе Иркутске

Сегодня, 15 февраля 2023 года в ходе рабочей поездки в Иркутскую область Юрий Русанов провел личный прием граждан. В его проведении участвовали прокурор области Андрей Ханько, прокуроры соответствующих городов и районов.

На прием, в том числе в режиме видеосвязи, обратились жители из разных уголков региона: городов Ангарск, Бодайбо, Братск, Зима, Нижнеудинск, Саянск, Тайшет, Тулун, Шелехов, а также из Баяндаевского, Нижнеудинского и Нукутского районов.

Поводом для обращения граждан послужили насущные проблемы, с которыми жители области сталкиваются каждый день: это ненадлежащее состояние дорог в населенных пунктах, отсутствие уличного освещения и звукового сопровождения для слабовидящей категории граждан на пешеходных переходах, ненадлежащее санитарное состояние помещений больниц и отсутствие доступа в них для инвалидов, а также другие.

Так, жительница города Тулуна сообщила о том, что администрация Писаревского сельского поселения не организовала предоставление муниципальных услуг в электронном виде, пенсионерка из города Братска – об отказе отделения Пенсионного фонда России по Иркутской области в предоставлении компенсации проезда к месту отдыха и обратно.

На неудовлетворительное оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов пожаловалась жительница города Тайшета.

Разрешение обращений поручено прокурору Иркутской области. Ход и результаты их рассмотрения находятся на контроле.

Старший прокурор управления Любовь Баунтрок, тел. 8 (383) 218-38-36


Начальник управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу принял участие в коллегии прокуратуры Иркутской области

15 февраля 2023 года в городе Иркутске состоялось заседание коллегии прокуратуры области по подведению итогов работы за 2022 год, в работе которой участвовали начальник управления Генеральной прокуратуры РФ по Сибирскому федеральному округу Юрий Русанов, прокурор области Андрей Ханько, работники прокуратуры.

Во вступительном слове Юрий Русанов, поблагодарив коллектив прокуратуры области за проделанную во взаимодействии с органами власти работу по ряду приоритетных направлений надзорной деятельности, предложил в конструктивном режиме обсудить вопросы и проблемы, от разрешения которых зависит качество жизни и благосостояние жителей региона.

Выступающими обозначены определенные успехи по ряду направлений надзорной деятельности. Так, погашены долги по зарплате 7 тыс. работников на сумму 714,8 млн руб., легализовано 195 случаев трудовых отношений граждан, восстановлены права 453 дольщиков, более 160 многодетных семей получили земельные участки, переселены из аварийных жилых домов 56 семей, в сфере регионального и местного нормотворчества оспорено свыше 2 тыс. незаконных нормативных правовых актов.

Андрей Ханько в своем выступлении отметил принципиальную позицию прокуроров, что способствовало возбуждению органами правоохраны 177 уголовных дел по материалам прокурорских проверок. Задачей первостепенной важности являлась защита прав детей. Кропотливая работа совместно с органами власти способствовала дополнительному выделению из бюджета области 400 млн руб. на обеспечение детей жизненно необходимыми лекарствами. Пресечены факты отказа органами соцзащиты в выплатах родителям на детей свыше 2 млн руб. Однако от пожаров с начала года погибло 7 детей, что требует кардинального пересмотра в вопросах профилактики.

Начальник управления акцентировал внимание прокуроров на необходимости принятия дополнительных мер в целях обеспечения единства правового пространства; соблюдения прав на жилище обманутых дольщиков, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан, проживающих в аварийном жилье; получения 140 тыс. граждан региона льготных лекарств и 11 тыс. многодетных семей земельных участков; соблюдения трудовых прав граждан, прав на благоприятную окружающую среду и другие права.

Требует надзорного сопровождения работа органов публичной власти по реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей, Основы которой утверждены Указом Президента России от 9 ноября 2022 года № 809, а также Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года, утвержденной 26 января 2023 года Правительством России.

Юрий Русанов обратил внимание на негативные тенденции в динамике преступности. В частности, возросло количество особо тяжких преступлений, убийств и покушений на них, фактов причинения тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом, преступлений, совершенных ранее судимыми несовершеннолетними. Он рекомендовал дать надлежащую оценку работе органов системы профилактики.

По итогам коллегии принято решение, исполнение которого контролируется.

Старший прокурор управления Любовь Баунтрок, тел. 8 (383) 218-38-36


«Обязанности работодателя в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008  г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»

В соответствии со статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как показывают проводимые прокуратурой города проверки, работодатели, как правило, не знают о такой обязанности, вместе с тем, неисполнение работодателем данной обязанности влечет привлечение к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере:

— на должностных лиц — в размере от 20 000 до 50 000 руб.;

— на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 руб.

Для надлежащего исполнения обязанности работодателю необходимо:

  1. установить, что работник в прошлом замещал должность  государственной или муниципальной службы. Эти сведения можно узнать от самого работника, тем более, что это является его прямой обязанностью. Необходимо обратить внимание, государственная (муниципальная) служба не обязательно будет являться последним местом работы, поэтому необходимо внимательно проверить записи в трудовой книжке за последние два года;
  2. выяснить, включена ли замещаемая работником ранее должность в перечень, установленный нормативно-правовыми актами Российской Федерации (не все должности государственной (муниципальной) службы включены в перечни), а также определить, прошел ли двухлетний период после освобождения от замещаемой должности или увольнения со службы.

Общий Перечень должностей федеральной государственной службы установлен Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей». Кроме того, в каждом государственном органе, ведомстве, органе местного самоуправления утверждены соответствующие перечни должностей. Ознакомиться с данными перечнями можно в справочно-правовых системах, а также на официальном сайте федерального государственного органа в разделе, посвященном вопросам противодействия коррупции, на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, в котором бывший служащий проходил службу. Информацию о включении той или иной должности государственной (муниципальной) службы в соответствующий перечень также можно получить по запросу в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, в которых бывший служащий проходил службу. Работодатель может  подстраховаться и направить уведомление и в случае, когда соответствующего перечня найти не удалось. 

3) если должность включена в перечень, в соответствии со ст. 12 Закона № 273-ФЗ  «О противодействии коррупции», работодатели обязаны в течение 10 дней сообщить о заключении трудового договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы бывшего служащего.

Сообщение о приеме на работу бывшего служащего направляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. N 29, в письменной форме, оформляется на бланке организации за подписью ее руководителя или иного уполномоченного лица, подписавшего трудовой договор. Этим же постановлением определен перечень сведений, которые должны быть отражены в сообщении.

Следует отметить, что на работодателя возложена обязанность направить сообщение независимо от того, входили ли в должностные обязанности государственного или муниципального служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой договор или гражданско-правовой договор, стоимость выполнения работ (оказания услуг) по которому в течение месяца превышает сто тысяч рублей.

У представителя нанимателя (работодателя) не возникает обязанность сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, только в том случае, если бывший служащий принят на работу в государственный (муниципальный) орган.


Для отдельных категорий граждан, участвовавших в выполнении задач в зонах вооруженного конфликта, предусмотрена новая социальная выплата
    
С 15 ноября 2019 года министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и подведомственные министерству государственные учреждения осуществляют реализацию Указа Губернатора Иркутской области от 13 ноября 2019г. № 276-уг «О предоставлении отдельным категориям граждан, проживающим на территории Иркутской области, единовременной денежной выплаты в связи с 25-летием со дня начала выполнения задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона».
    Право на получение выплаты имеют граждане, проживающие на территории Иркутской области, относящиеся к следующим категориям:
    1. военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в результате выполнения задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона;
    2. члены семьи ветеранов боевых действий, погибших (умерших) при выполнении задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона.
    К членам семьи относятся родители, супруга (супруг), не вступившая (не вступивший) в повторный брак, дети, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, не достигшие возраста 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
    Выплата является социальной выплатой и предоставляется один раз.
    Размер выплаты составляет:
    1. для инвалидов боевых действий — 100 000 рублей;
    2. для членов семьи — 100 000 рублей на каждого погибшего ветерана боевых действий.
    В случае одновременного обращения за получением выплаты нескольких членов семьи, размер выплаты распределяется между ними в равных долях.
    Для предоставления выплаты гражданин или его представитель в период с 15 ноября по 15 декабря 2019 года должен обратиться с заявлением о предоставлении выплаты (с приложением необходимых документов) в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом министерства, по месту жительства гражданина.

Прокуратура Иркутской области


Памятка для страхователя по вопросам заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
    
Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) установлена обязанность владельцев транспортных средств страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
    Согласно пунктам 3 и 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
    В соответствии с положениями статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзаца восьмого статьи 1 Закона об ОСАГО к договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — договор ОСАГО) применяются положения, установленные для публичных договоров, из чего следует, что страховая организация обязана оказывать услуги в отношении каждого, кто к ней обратится.
    Согласно пункту 1.5 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных положением Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 г. N 431-П (далее — Правила обязательного страхования), владелец транспортного средства в целях заключения договора ОСАГО вправе выбрать любого страховщика, осуществляющего обязательное страхование. При этом страховщик не вправе отказать в заключении договора ОСАГО владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему с заявлением о заключении договора ОСАГО (Приложение 2 к Правилам обязательного страхования) и представившему документы в соответствии с Законом об ОСАГО (перечень необходимых для заключения договора ОСАГО документов установлен пунктами 3 и 10 статьи 15 Закона об ОСАГО).
    При этом пунктом 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» определено, что запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
    То есть в целях заключения договора ОСАГО страхователь вправе обратиться в любую страховую организацию, осуществляющую обязательное страхование, которая не вправе отказать в заключении договора ОСАГО при условии представления страхователем всех необходимых документов, а также не вправе навязывать дополнительные услуги при заключении договора ОСАГО, обуславливая их приобретением возможность осуществления обязательного страхования.
Кроме того, в случае заключения договора добровольного страхования дополнительно к договору ОСАГО, страхователь вправе отказаться от договора добровольного страхования в течение 5 рабочих дней со дня его заключения и вернуть уплаченную страховую премию (согласно положениям Указания Банка России от 20 ноября 2015 г. N 3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования»).
    При заключении договора ОСАГО необходимо обращать внимание на правильность заполнения заявления о заключении договора ОСАГО, в том числе в части сведений, влияющих на размер страховой премии по договору ОСАГО.
    В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона об ОСАГО для заключения договора ОСАГО страхователь представляет страховщику следующие документы:
а) заявление о заключении договора обязательного страхования;
б) паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо);
в) свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо);
г) документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);
д) водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);
е) диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 Закона об ОСАГО).
    Согласно пункту 4 статьи 15 Закона об ОСАГО по соглашению сторон страхователь вправе представить копии документов, необходимых для заключения договора ОСАГО. В случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, указанные документы могут представляться в форме электронных документов. В случае заключения договора ОСАГО в виде электронного документа предоставление страхователем документов, указанных в подпунктах «б» — «е» пункта 3 указанной статьи, не требуется. Страховщики получают доступ к сведениям, содержащимся в указанных документах, путем обмена информацией в электронной форме с соответствующими органами и организациями.
    Срок рассмотрения страховщиком заявления о заключении договора ОСАГО действующим страховым законодательством не предусмотрен. Однако в правилах профессиональной деятельности для страховщиков ОСАГО, утвержденных РСА с учетом рекомендаций Банка России предусматривается обязанность страховой организации заключить договор ОСАГО в день обращения клиента (в случае проведения страховщиком осмотра транспортного средства — не позднее 5 дней со дня обращения) при наличии всех необходимых документов и без приобретения дополнительных услуг.
    Договор ОСАГО в соответствии с пунктом 7.2 статьи 15 Закона об ОСАГО также может быть составлен в виде электронного документа.
    Создание и направление страхователем страховщику заявления о заключении договора ОСАГО в виде электронного документа осуществляются с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
    При этом договор ОСАГО не может быть заключен в виде электронного документа, если сведения, предоставленные страхователем, не соответствуют сведениям, содержащимся в АИС ОСАГО.
После оплаты страхователем страховой премии по договору ОСАГО страховщик направляет страхователю страховой полис, созданный с использованием АИС ОСАГО, в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи».
    На официальном сайте РСА содержится информация о страховых организациях, осуществляющих заключение договоров ОСАГО в виде электронных документов (http://www.autoins.ru/ru/e-Polis/rsa-members_e-Polis_resistration/index.wbp).
Необходимые для расчета страховой премии по договору ОСАГО сведения о коэффициенте страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО (далее — коэффициент КБМ), содержатся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО (далее — АИС ОСАГО), оператором которой является профессиональное объединение страховщиков (Российский Союз Автостраховщиков).
    Проверку сведений о коэффициенте КБМ можно осуществить на официальном сайте Российского Союза Автостраховщиков (РСА) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.O/kbm.htm). Согласно информации, представленной на сайте Российского Союза Автостраховщиков, в случае несогласия с примененным страховой организацией значением коэффициента КБМ, следует обращаться с соответствующим заявлением в страховую организацию, которая обязана проверить значение коэффициента КБМ в АИС РСА, и если полученное значение КБМ не совпадет с примененным страховщиком, страховщик применяет новое значение КБМ, которое будет учитываться как в текущем договоре ОСАГО, так и в заключаемых позднее.
Кроме того, на официальном сайте РСА можно проверить правильность начисленной страховой премии по договору ОСАГО с помощью Калькулятора ОСАГО (http://autoins.ru/ru/osago/calculator/).
    То есть информацию о коэффициенте КБМ и о страховой премии по договору ОСАГО до непосредственного обращения к страховщику, а также в целях проверки правильности начисленной страховщиком страховой премии страхователь может получить, используя официальный сайт РСА в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
    В соответствии со статьей 15.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необоснованный отказ страховой организации от заключения публичных договоров, в частности, договора ОСАГО, либо навязывание страхователю или имеющему намерение заключить договор обязательного страхования лицу дополнительных услуг, не обусловленных, в частности, требованиями Закона об ОСАГО, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
    По всем случаям уклонения страховщиков от заключения договора ОСАГО, навязывания дополнительных услуг при его заключении, а также в случае неправильного расчета страховщиками страховой премии по договору ОСАГО необходимо направлять соответствующие обращения в Центральный Банк Российской Федерации, осуществляющий на основании пункта 3 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховой надзор, а на основании пункта 6 статьи 9 Закона об ОСАГО — контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам ОСАГО, а именно в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России, расположенную по адресу: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12, в том числе с приложением соответствующих подтверждающих материалов, свидетельствующих о признаках нарушения страховщиком законодательства Российской Федерации.

Старший помощник прокурора города Черемхово Е.Н.Пестюрин


Прокуратура города Черемхово разъясняет порядок обеспечения антитеррористической защищенности торговых объектов

    
Прокуратура города Черемхово разъясняет положения действующего законодательства в сфере антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий).
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма.
    В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
    Министерством экономического развития Иркутской области сформирован перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах Иркутской области и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, который утвержден распоряжением Губернатора Иркутской области от 19.07.2018. В данный перечень включены объекты, расположенные на территории г. Черемхово.
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273 утверждены Требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и форма паспорта безопасности торгового объекта (территории) (далее — Требования). Указанными Требованиями установлен комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), а также порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), включая вопросы инженерно-технической укрепленности торговых объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности торговых объектов (территорий) (далее — паспорт безопасности).
    В соответствии с указанными Требованиями все собственники торговых объектов, включенных в перечень торговых объектов подлежащих категорированию обязаны создать комиссию по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) (далее — комиссия). В состав которой включаются: представители торгового объекта (территории), отвечающие за безопасность и инженерно-технические средства охраны, а также иные специалисты по решению правообладателя объекта (территории), в том числе представители организации, осуществляющие техническую эксплуатацию торгового объекта (территории); представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения торгового объекта (территории) (по согласованию); представители уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (по согласованию).
Комиссию возглавляет руководитель объекта или уполномоченное им лицо.
    Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования торгового объекта (территории), который составляется в произвольной форме и содержит сведения, подтверждающие принятие комиссией решения о присвоении торговому объекту (территории) соответствующей категории, выводы об эффективности существующей антитеррористической защищенности торгового объекта (территории), а также рекомендации и перечень мер по приведению его антитеррористической защищенности в соответствие с Требованиями.
    На каждый торговый объект (территорию) в течении 30 дней после проведения его обследования и категорирования на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности.
    Вместе с тем, обращаем внимание на то, что согласно подпункту «д» п. 17 Требований в ходе своей работы комиссия определяет категорию торгового объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию либо рекомендует исключить торговый объект (территорию) из перечня, предусмотренного пунктом 5 настоящих требований, при отсутствии у торгового объекта (территории) признаков, позволяющих его отнести к определенной категории.
    В силу п. 9 Требований правообладатели торговых объектов (территорий), которые не включены в перечень, предусмотренный пунктом 5 настоящих требований, самостоятельно определяют содержание и порядок обеспечения антитеррористической защищенности таких торговых объектов (территорий), в частности охрану, реализацию пропускного и внутриобъектового режимов, оборудование инженерно-техническими средствами охраны, реагирование на угрозу совершения или на совершение террористических актов, информирование об этом правоохранительных органов, а также реализацию других мер антитеррористической защищенности.

Помощник прокурора города А.Р. Муклинов

Прокуратура города предупреждает: прежде, чем взять потребительский кредит, убедитесь в легальности деятельности организации, которая его предоставляет.
    
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации органами прокуратуры проводятся проверки, направленные на выявление и пресечение нелегальной деятельности организаций и граждан по предоставлению потребительских кредитов (займов).
    В соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)» потребительский кредит (заем) — денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями (банками), а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами.
    Очень большое распространение получили микрофинансовые организации, которые предоставляют гражданам в качестве займов небольшие суммы. Популярность таких услуг обусловлена тем, что решение о предоставлении займа принимается быстро при минимальном пакете документов от заемщика. Вместе с тем, подобные микрозаймы выдаются под большие проценты. Кроме того, ввиду высокой доходности данной предпринимательской деятельности зачастую она осуществляется организациями нелегально.
    Следует отметить, что к микрофинансовым организациям и их деятельности закон предъявляет целый ряд требований. В частности, такие организации подлежат регистрации в государственном реестре, который размещен на официальном сайте Банка России в открытом доступе. Непосредственно в местах, где принимаются заявления о предоставлении кредита, должны размещаться сведения о наименовании кредитора (например, микрофинансовой организации), местонахождении постоянно действующего исполнительного органа, контактный телефон, по которому осуществляется связь с кредитором, официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информация о внесении сведений о кредиторе в соответствующий государственный реестр.
    Прежде, чем принимать решение о получении потребительского кредита (займа) в данной организации, гражданам рекомендуется внимательно изучить информацию об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа), в том числе процентной ставке и ответственности заемщика за ненадлежащее исполнение договора потребительского кредита (займа), размеры неустойки (штрафа, пени), порядок ее расчета, а также о том, в каких случаях данные санкции могут быть применены. Такая информация, согласно закону, также должна быть размещена в местах оказания услуг (местах приема заявлений о 2 предоставлении потребительского кредита (займа), в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»). Статьей 12 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» установлен ряд ограничений деятельности микрофинансовых организаций. Так, например, микрофинансовой организации запрещено в одностороннем порядке увеличивать размер процентных ставок и (или) изменять порядок их определения по договорам микрозайма, сокращать срок их действия, увеличивать или устанавливать комиссионное вознаграждение этих договоров с клиентами — физическими лицами. Нельзя применять к заемщику, являющемуся физическим лицом, в том числе к индивидуальному предпринимателю, досрочно полностью или частично возвратившему микрофинансовой организации сумму микрозайма и предварительно письменно уведомившему о таком намерении микрофинансовую организацию не менее чем за десять календарных дней, штрафные санкции за досрочный возврат микрозайма. Установлен запрет на начисление заемщику — физическому лицу процентов по договору потребительского займа, срок возврата потребительского займа по которому не превышает одного года, в случае, если сумма начисленных по договору процентов достигнет трехкратного размера суммы займа. Условие, содержащее данный запрет, должно быть указано микрофинансовой организацией на первой странице договора потребительского займа, срок возврата потребительского займа по которому не превышает одного года, перед таблицей, содержащей индивидуальные условия договора потребительского займа. Другими словами, по займам на срок до года, сумма переплаты не может быть более трехкратной суммы займа. Так, например, если гражданин взял потребительский займ в микрофинансовой организации в размере 100 тыс. рублей, то максимальная сумма, которая может быть получена с него, составит 400 тыс. рублей.
    Куда обращаться в случаях нарушения кредитором законодательства о потребительском кредитовании, либо прав заемщиков?
    Уполномоченным на рассмотрение жалоб органом в данной сфере применительно к Иркутской области является Отделение по Иркутской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации, по адресу: г. Иркутск, ул. Ленина, 16, 664025
    О случаях неправомерных действий в виде звонков, сообщений с угрозами, оскорблениями в связи с исполнением договоров займов, граждане вправе сообщать в органы полиции.

***

Соблюдение избирательных прав граждан и ответственность за нарушения избирательного законодательства

    Избирательные права граждан являются одной из составных частей политических прав граждан. Они выражают возможность каждого гражданина быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, т.е. участвовать в политической жизни государства.
Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.
Одной из мер, направленных на обеспечение этой гарантии, является установленная законом административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит 34 статьи, предусматривающие административную ответственность за такие деяния.

    Так, ст. 5.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в виде штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей за нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо за не рассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо за отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума.

    Статья 5.14 КоАП РФ устанавливает административную ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 1000 рублей за умышленное уничтожение или повреждение информационных либо агитационных печатных материалов, вывешенных в соответствии с законом на зданиях, сооружениях или иных объектах с согласия их собственника или владельца в ходе избирательной кампании, подготовки или проведения референдума, либо нанесение надписей или изображений на информационные либо агитационные печатные материалы.
В соответствии с действующим законодательством всем лицам, участвующим в предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей, в частности вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполненные организационные работы, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов и значков, изготовленных для избирательной кампании, а также представлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. Также запрещается воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ, в том числе по итогам голосования.

    Статья 5.16 КоАП РФ устанавливает административную ответственность в виде штрафа: на граждан в размере от 20 000 до 25 000 рублей; на должностных лиц — от 30 000 до 40 000 рублей; на юридических лиц — от 300 000 до 500 000 рублей — за подкуп избирателей, участников референдума.

    За совершение нарушений избирательного законодательства, повлекших наиболее тяжкие последствия в сфере организации и проведения выборов и референдумов, законодательством установлена уголовная ответственность.
Так, за фальсификацию избирательных документов член избирательной комиссии, уполномоченный представитель избирательного объединения, кандидат либо его представитель может быть подвергнут уголовному наказанию вплоть до лишения свободы сроком на 4 года (ч. 1 ст. 142 Уголовного кодекса РФ).

    Незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозка незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, открепительных удостоверений наказываются либо лишением свободы на срок до 3 лет (ч. 3 ст. 142 Уголовного кодекса РФ).

    Также уголовная ответственность установлена за фальсификацию итогов голосования – до 4 лет лишения свободы (ст. 142.1 УК РФ).

    В целях обеспечения законности проведения избирательной компании по выборам в Законодательное Собрание Иркутской области, которые пройдут 9 сентября 2018 года, о любых ставших известными фактах нарушений избирательного законодательства гражданам необходимо сообщать в правоохранительные органы.

***

9 декабря – Международный день борьбы с коррупцией

Об обязанности организаций по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции

    Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
    Одним из основных принципов противодействия коррупции является применение мер по ее предупреждению не только государством и создаваемыми им структурами, но и иными институтами гражданского общества.
    Частью 1 статьи 13.3 вышеназванного закона установлена обязанность организаций по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции.
    Данное требование распространяется на все юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, то есть не только на предприятия и учреждения, созданные государством, но и общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и другие коммерческие и некоммерческие организации.

    В число мер, рекомендуемых законом к применению в организациях, входят:
— определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
— сотрудничество организации с правоохранительными органами;
— разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
— принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
— предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
— недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

    Несмотря на то, что указанная норма внесена в Федеральный закон «О противодействии коррупции» в 2012 году, прокурорские проверки свидетельствуют о том, что подавляющим большинством организаций меры по реализации названных положений закона до настоящего времени не приняты.
Согласно с п. 2 ст. 14 Закона № 273-ФЗ применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.
    Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции».

    Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
В соответствии с данными рекомендациями антикоррупционная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации. Примерный перечень таких антикоррупционных мероприятий указан в прилагаемой к Методическим рекомендациям таблице.
В первую очередь, необходимо обеспечить нормативное закрепление стандартов поведения в форме локальных правовых актов. В этих целях необходимо принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации, введение антикоррупционных положений в трудовые договора работников. С целью регулирования и предотвращения конфликта интересов в деятельности своих работников (а значит и возможных негативных последствий конфликта интересов для организации) организации рекомендуется принять положение о конфликте интересов или включить соответствующий детализированный раздел в действующий в организации кодекс поведения.

    Необходимо определить структурное подразделение или должностных лиц, ответственных за противодействие коррупции, исходя из собственных потребностей, задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры, материальных ресурсов и др. признаков.
    К мероприятиям по противодействию коррупции относится также разработка и введение специальных антикоррупционных процедур, в частности, введение процедуры информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений, о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами и порядка рассмотрения таких сообщений; ротация работников, занимающих должности, связанные с высоким коррупционным риском и другие меры.

    Большое значение также имеет комплекс мероприятий по обучению и информированию работников: ежегодное ознакомление работников под роспись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции в организации; проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции и пр.
Учитывая изложенное, всем организациям, предприятиям, учреждениям необходимо активизировать работу по выполнению комплекса антикоррупционных мероприятий.

Прокуратура г. Черемхово

Что нужно знать о коррупции (Брошюра 1)

Что нужно знать о коррупции (Брошюра 2)