Природоохранная прокуратура

Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура проведет проверку в отношении ООО «Разрез Иретский»

    В настоящее время в городе Черемхово среди местного населения особую обеспокоенность вызывает деятельность предприятия ООО «Разрез Иретский», связанная с ведением работ по восстановлению железнодорожных путей на ул.Чернышевского 111.

    ООО «Разрез Иретский» на земельных участках с кадастровыми номерами 38:33:0100216:10, 38:33:010216:3, 38:33:000000:1974 намечено строительство объекта «Развитие инфраструктуры железнодорожного пути необщего пользования ООО «Разрез Иретский», в рамках которого планируется возведение железнодорожных путей, используемых в будущем для транспортировки угля.

    Ангарской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании коллективного обращения граждан организована проверка исполнения юридическим лицом требований законодательства в области охраны окружающей среды по факту намечаемой хозяйственной деятельности.

    Законодательство в области градостроительной деятельности, экологической экспертизы налагает на лиц, заинтересованных строительстве зданий, строений и сооружений на Байкальской природной территории определенные ограничения.

    Государственная экологическая экспертиза – установление соответствия документации, обосновывающей намечаемую в связи с реализацией объекта хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям. Экологическая экспертиза проводится в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду (ст.1 Федерального закона «Об экологической экспертизе»).

    Поскольку территория города Черемхово входит в границы Байкальской природной территории, по инициативе ООО «Разрез Иретский» Управлением Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории будет организована и проведена государственная экологическая экспертиза проекта строительства.

    Таким образом, оценка воздействия на окружающую среду и здоровье населения планируемой ООО «Разрез Иретский» деятельности по строительству объекта, в том числе железнодорожных путей и дальнейшей их эксплуатации, а также достаточности мер, предусмотренных проектной документацией, будет дана экспертной комиссией в Управлении Росприроднадзора, в рамках прохождения государственной экологической экспертизы, о чем будет составлено соответствующее заключение.

    Вопросы исполнения законодательства об охране природы по факту планируемой ООО «Разрез Иретский» деятельности строительству указанного объекта находятся на контроле природоохранной прокуратуры.

Заместитель прокурора
юрист 1 класса И.Б. Миллер

Отчет о работе за 2 года.

    01.12.2017 является днем создания Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры, в состав которой входит Ангарская межрайонная природоохранная прокуратура. Около двух лет Ангарская природоохранная прокуратура осуществляет надзор за исполнением природоохранного законодательства на территории от г. Ангарска до Аларского района. Поднадзорная территория представлена 54 муниципальными образованиями (4 городских округа, 3 муниципальных района, 6 городских и 41 сельское поселение).
    Основной «болевой точкой» в работе природоохранной прокуратуры является нерешаемая на протяжении десятилетий проблема с масштабным химическим загрязнением «промплощадки Усольехимпром». С учетом происшествий и чрезвычайных ситуаций, возникающих на промплощадке в течение 2018-2019 годов, прокуратурой давалась оценка работе уполномоченных органов, хозяйствующих субъектов. Одновременно проводилась работа в рамках межведомственного взаимодействия. В результате совместных усилий прекращен незаконный, стихийный демонтаж металлоконструкций на территории промплощадки. Предотвращен доступ на территорию третьих лиц в целях незаконного демонтажа металлоконструкций. С территории промплощадки вывезены для утилизации 1084 баллонов с ртутью. Предотвращен незаконный демонтаж расолодобывающей скважины 2Рх, содержащей отходы эпихлоргидрина. В рамках регионального контракта обследованы 23 емкости с химически опасными веществами, расположенные на территории промышленной площадки, часть веществ вывезена для ликвидации. Разработан в окончательном варианте проект демеркуризации цеха ртутного электролиза, который получил положительные заключения государственной экологической экспертизы, ФАУ «Главгоэкспертизы». На 2020 год запланировано финансирование на выполнение работ по демеркуризации цеха ртутного электролиза.
    Вместе с тем, основная проблема химического загрязнения данной территории не решена, что требует дальнейшего пристального внимания природоохранной прокуратуры.
    Наиболее очевидная природоохранная проблема – это трудности в обращении с отходами. В связи с изменением с 01.01.2019 полномочий органов местного самоуправления в данной сфере, прокуратурой уделялось внимание этой работе в муниципальных образованиях. Большинство органов местного самоуправления не ориентировались ни в новой системе обращения с отходами, ни в объеме своих полномочий. В связи с этим в течение 2018 года активно разъяснялось законодательство об отходах с выездом в отдаленные муниципальные образования (32). Также принимались и акты прокурорского реагирования. В частности, по требованию прокурора в 15 муниципальных образованиях определена потребность в контейнерах для накопления ТКО, установлены места для размещения контейнерных площадок. По инициативе природоохранного прокурора органы местного самоуправления 32 муниципальных образований разработали административные регламенты предоставления муниципальных услуг, связанных с созданием мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и включением сведений о них в реестр.
    Мерами прокурорского реагирования удалось понудить уполномоченные органы, организации к ликвидации несанкционированных свалок, общим объемом более 2000 куб. м. на территориях 20 муниципальных образований.
    На систематической основе в деятельности хозяйствующих субъектов выявляются нарушения в сфере обращения с отходами. Традиционными нарушениями являются: размещение отходов вне специально оборудованных мест, отсутствие паспортов отходов, отсутствие надлежащего учета отходов.
Например, судом удовлетворены требования межрайонного прокурора к трем предприятиям, осуществляющим переработку древесины на территории г. Усолье-Сибирское, которые в результате своей хозяйственной деятельности допустили захламление отходами лесопиления земельных участков, общей площадью 10,6 га. Предприятия размещали отходы лесопиления навалом непосредственно на почве, в результате чего образовались кучи древесных отходов, высотой до пяти метров. Общий объем отходов составил более 104 тыс. куб.м. Кроме того, допускалось сжигание отходов открытым способом в вырытой яме, в связи с чем оказывалось дополнительное негативное воздействие на атмосферный воздух.
    Ненадлежащим образом организована работа сельхозтоваропроизводителей по обращению с отходами животноводства. Так, на территории Аларского района выявлено 10 животноводческих ферм, где деятельность осуществляется с грубым нарушением норм законодательства об отходах и ветеринарных требований. Отходы животноводства складируются на почве, без проведения лабораторного контроля паразитологических исследований, чем создается угроза распространения заболеваний, опасных для человека.
    Использование водных объектов на поднадзорной территории также вызывает нарекания. Зачастую водопользователи не оформляют документы, являющиеся правовым основанием для использования водных объектов, не согласовывают свою деятельность с органом Росрыболовства. Сброс сточных вод допускают с превышением предельно допустимой концентрации вредных веществ.
    В сфере лесных отношений, к сожалению, всегда выявляется множество правонарушений. В судебном порядке, а также мерами реагирования лесопользователи понуждаются к очистке используемых лесных участков от порубочных остатков, к проведению мероприятий по лесовосстановлению, к приведению проектов освоения лесов в соответствие с нормами закона. По выявленным природоохранным фактам незаконных рубок лесных насаждений (с превышением разрешенных объемов, при использовании лесного участка не в соответствии с его назначением) возбуждены и расследуется 3 уголовных дела.
    В текущем году удовлетворены требования прокурора о взыскании с лесопользователей ущерба, причиненного животному миру в результате законной деятельности по рубке древесины, в размере более 7 млн. рублей.
    Безусловно перечисленные направления работы не являются исчерпывающими. В будущем году Ангарская природоохранная прокуратура, не оставляя без внимания все сферы надзора, планирует сконцентрировать свои усилия на работе в сфере охраны атмосферного воздуха.

***

Памятка  «Полномочия органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами»

***

    Ангарская межрайонная природоохранная прокуратура 27.06.2019 проводит «горячую линию» по вопросам охраны водных объектов, в виде приема звонков по телефону.
    Заинтересованные лица могут обратиться 27.06.2019 в период с 09:30 до 16:30 по телефонам 8(39543) 6-22-04, 6-22-05, задать интересующие вопросы о применении законодательства об охране водных объектов, в том числе сообщить об известных нарушениях в указанной сфере.
    Сообщения о нарушениях в сфере охраны водных объектов также принимаются по электронному адресу:  ampp@baikalproc.ru.

***

Особенности добычи подземных вод садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами
    
С 01.01.2019 вступили в силу положения Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации».
Данный закон устанавливает для садоводческих, огороднических некоммерческих товариществ особый режим пользования участками недр местного значения для добычи подземных вод, используемых для целей хозяйственно-бытового водоснабжения таких товариществ.
    Так, подземные воды должны добываться исключительно для собственных нужд некоммерческого товарищества, а также для собственных (личных, бытовых) нужд правообладателей садовых или огородных земельных участков, находящихся в границах такого товарищества. Использование такой воды, для целей, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не допускается.
    Добыча подземных вод для целей хозяйственно-бытового водоснабжения товариществ осуществляется без:
— проведения геологического изучения недр;
-проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр;
— согласования и утверждения технических проектов и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;
-без представления доказательств того, что товарищества обладают или будут обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.
    Однако, для осуществления добычи подземных вод в целях хозяйственно-бытового водоснабжения товариществ, такие некоммерческие объединения граждан должны получить право пользования соответствующим участком недр местного значения на основании решения министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области. Помимо этого, добыча подземных вод должна производиться с соблюдением правил охраны подземных водных объектов, охраны недр, рационального использования недр.
    Для оформления права пользования участками недр местного значения садоводческие, огороднические, дачные товарищества должны предоставить в Минприроды Иркутской области пакет документов, конкретный перечень которых установлен постановлением Правительства Иркутской области от 28.05.2014 N 254-пп «О Порядке предоставления права пользования участками недр местного значения без проведения аукциона».
    Помимо этого, к 01.01.2020 года все садоводческие, огороднические товарищества должны будут получить лицензию на пользование недрами в целях добычи подземных вод из скважины, используемой для хозяйственно-бытовых нужд товарищества.

***

    Генеральной прокуратурой Российской Федерации организуется Международный молодежный конкурс социальной рекламы антикоррупционной направленности на тему: «Вместе против коррупции!». Соорганизаторами этого конкурса являются компетентные органы государств – участников Межгосударственного совета по противодействию коррупции и БРИКС.
    Прием работ будет осуществляться с 1 июня по 1 октября 2019 г. на официальном сайте конкурса www.anticorruption.life в двух номинациях – социальный плакат и социальный видеоролик. К участию приглашаются молодые люди в возрасте от 14 до 35 лет. Торжественную церемонию награждения победителей конкурса планируется приурочить к Международному дню борьбы с коррупцией (9 декабря).
    Правила проведения конкурса доступны на официальном сайте конкурса.

Ангарская межрайонная природоохранная прокуратура

***

    Ангарской природоохранной прокуратурой проводится проверка исполнения законодательства об отходах и потребления хозяйствующими субъектами, органами местного самоуправления, региональным оператором, операторами по обращению с отходами.

    В целях дополнительного выявления нарушений в сфере обращения с отходами природоохранной прокуратурой 20.03.2019 в период времени с 9-00 по 17-00 проводится «горячая линия», в ходе которой обращения, предложения, замечания граждан по обозначенной теме принимаются по тел. 839543-62201, 839543-62205.

***

Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура «Ангарская межрайонная природоохранная прокуратура» предоставляет, для ознакомления граждан, материалы генеральной прокуратуры РФ в области противодействия коррупции:

Буклет «Эстафета добрых дел»;

Памятка «Контроль за соответствие расходов государственных и муниципальных служащих их доходам»;

Памятка «Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе» в электронном виде.

***

    Ангарским природоохранным прокурором приняты меры к устранению нарушений при осуществлении водопользования садоводческими, огородническими, дачными некоммерческими объединениями граждан».

    Вода – один из самых основных ресурсов, без которого невозможно ведение садоводства, огородничества, а также дачного хозяйства. Прокурорская проверка показала, что для обеспечения такой потребности садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан осуществляют забор воды непосредственно из водных объектов, допуская при этом нарушения закона.

    Суд по требованию природоохранного прокурора обязал 8 садоводческих некоммерческих объединений граждан заключить с министерством природных ресурсов Иркутской области договоры водопользования, а также оборудовать водозаборные сооружения рыбозащитными устройствами.

***

В связи с проведением Ангарской межрайонной природоохранной прокуратурой «Горячей линии» по вопросам охраны недр, просим Вас разместить на официальном сайте Администрации следующую информацию:

    «Ангарская межрайонная природоохранная прокуратура 12.10.2018 проводит «горячую линию» по вопросам охраны недр, в виде приема звонков по телефону.

    Заинтересованные лица могут обраться 12.10.2018 в период с 09:30 до 16:30 по телефонам: 8 (39543) 6-22-04, 6-22-05, задать интересующие вопросы о применении законодательства о недропользовании, в том числе сообщить об известных нарушениях при использовании недр».

***

    Ангарская межрайонная природоохранная прокуратура осуществляет надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции структурными подразделениями территориальных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им учреждениями и организациями, органами местного самоуправления, осуществляющих природоохранную деятельность и расположенных на поднадзорной территории.

    Ангарской межрайонной природоохранной прокуратурой в целях антикоррупционного просвещения и формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению разработана Памятка на тему: «Что нужно знать о коррупции».

    Сообщить о фактах коррупции в перечисленных природоохранных органах власти и организациях Вы можете на официальном сайте Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры https://baikalproc.ru  в разделе «ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ», либо посредством обращения в Ангарскую межрайонную природоохранную прокуратуру по адресу: г. Усолье-Сибирское, ул. Ленина, 44, тел. 8-39543-6-22-01.

Памятка «Что НУЖНО ЗНАТЬ о коррупции»

***

«ВНИМАНИЕ КОНКУРС! «Самый чистый двор, улица, берег реки…!»

    Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратурой объявлен межрегиональный конкурс «Самый чистый двор, улица, берег реки…!». Мероприятие проводится в Иркутской области, Республике Бурятия, Забайкальском крае.

    Основной целью конкурса является привлечение внимания всех граждан к проблемам загрязнения окружающей среды, оказание помощи в уборке от мусора дворовых территорий, улиц, парков и скверов, берегов рек, озёр и водохранилищ, а также прививание культуры бережного отношения к природе, Байкальской природной территории, озеру Байкал.

    Участие в наведении порядка в окружающей среде могут принять все желающие. Для этого необходимо сфотографировать загрязнённый участок местности (двора, улицы, берега водоёма и т.д.) до и после его уборки, составить фотоотчёт (видеоотчёт) о проделанной работе. Подробности участия в конкурсе отражены в положении о конкурсе.

    Все материалы по Иркутской области направлять в Байкальскую межрегиональную природоохранную прокуратуру (г. Иркутск, ул. Дзержинского, 46, электронная почта: chistyakova@baikalproc.ru ); по Республике Бурятия — в Восточно-Байкальскую межрайонную природоохранную прокуратуру (г. Улан-Удэ, ул. Комсомольская, 9Б, электронная почта: vbmpp@baikalproc.ru ); по Забайкальскому краю — в Забайкальскую межрайонную природоохранную прокуратуру (г. Петровск-Забайкальский, ул. Спортивная, 25, электронная почта: zmpp@baikalproc.ru).

    Работы принимаются до 15.08.2018, итоги конкурса будут подведены 14.09.2018.

***

Результаты проверки Ангарской природоохранной прокуратурой исполнения законодательства о рыболовстве, сохранении водных биоресурсов и аквакультуры

    Ангарской природоохранной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства о рыболовстве и аквакультуре, установлено, что отдельными рыбоводными хозяйствами игнорируются требования ветеринарного законодательства при разведении водных биологических ресурсов, что создает угрозу выпуска в водоемы или продажу населению зараженной рыбы.

    В частности, при разведении пеляди, сазана двумя хозяйствующими субъектами не созданы условия для выполнения мероприятий по карантинированию, проведению обязательных профилактических мероприятий и диагностических исследований животных. В настоящее время судом рассматриваются 2 иска о понуждении предпринимателей к оборудованию карантийно-изоляторных прудов; обустройству лаборатории для проведения ихтиопатологических исследований, а также бассейнов или ванн для проведения лечебных и профилактических обработок рыб.

    Исполняя требования прокурора юридическим лицом, осуществляющим выращивание молодых особей для реализации и последующего выпуска в водоемы, обеспечено проведение карантирования молодняка перед его продажей.

    Помимо этого, природоохранной прокуратурой приняты меры к пресечению незаконного лова омуля, для чего проверены индивидуальные предприниматели, реализующие рыбную продукцию. Пять индивидуальных предпринимателей по инициативе прокурора привлечены к административной ответственности за нарушение ветеринарно-санитарных правил при реализации соленой и копченой рыбной продукции. Помимо этого, установлен факт реализации омуля в соленом виде и холодного копчения, добыча которого осуществлена незаконно. В связи с этим, природоохранной прокуратурой в порядке ст. 37 УПК РФ в органы предварительного расследования направлены материалы по факту незаконной добычи омуля для решения вопроса об уголовном преследовании неустановленных лиц по ч.3 ст. 256 УК РФ, возбуждено уголовное дело, которое расследуется. Также, по факту приобретения, сбыта омуля, заведомо добытого преступным путем, природоохранным прокурором инициировано решение вопроса об уголовном преследовании виновного лица по ч.1 ст. 175 УК РФ.

***

    Среди природных ресурсов, играющих важную экономическую и социальную роль, особое место занимают водные биологические ресурсы.
    Водные биологические ресурсы – это рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.
Отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов регулируются Федеральным законом №166-ФЗ от 20.12.2004 г., Правилами Рыболовства для Байкальского рабохозяйственного бассейна, утв. приказом Министерства сельского хозяйства №435 от 07.11.2014

    Рыболовство осуществляется в отношении видов водных биоресурсов, добыча (вылов) которых не запрещена.
Граждане и юридические лица могут осуществлять:
1) промышленное рыболовство;
2) прибрежное рыболовство;
3) рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях;
4) рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях;
5) рыболовство в целях аквакультуры (рыбоводства);
6) любительское и спортивное рыболовство;
7) рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

    При этом, любительское и спортивное рыболовство может осуществляться на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно, если иное не предусмотрено законом.

    Рыболовство в прудах, обводненных карьерах, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, осуществляется с согласия их собственников.

    На рыбопромысловых участках, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для организации любительского и спортивного рыболовства, любительское и спортивное рыболовство осуществляется гражданами при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора возмездного оказания услуг в области любительского и спортивного рыболовства).

    Вместе с тем, при осуществлении любительского и спортивного рыболовства должны соблюдаться требования к сохранению водных биоресурсов.

    Запрещается осуществлять любительское и спортивное рыболовство:
— в районах, запретных для промышленного рыболовства, за исключением Иркутского и Богучанского водохранилищ, Баргузинского залива озера Байкал, а также рек бассейна реки Ангара;
— в запретные сроки (периоды), установленные для промышленного рыболовства, за исключением применения удочек всех систем и наименований. При этом гражданин может использовать не более одной удочки с количеством крючков (одинарного, двойника либо тройника) не более 2 штук с берега без использования плавучих средств, а также с ледового покрова водного объекта рыбохозяйственного значения;
— в отношении видов водных биоресурсов, запретных для промышленного рыболовства (за исключением добычи (вылова) омуля байкальского с ледового покрова озера Байкал с использованием бормашовой уды), а также объектов аквакультуры в границах рыбоводных участков, без согласия рыбоводных хозяйств — пользователей рыбоводных участков;
— байкальского омуля;
— хариуса, ленка, тайменя, сига, щуки в запретные сроки (периоды), установленные для промышленного рыболовства;
— с превышением суточной нормы добычи (вылова) водных биоресурсов, разрешенной для одного гражданина при осуществлении любительского рыболовства без путевок, за исключением случая, если для таких водных биоресурсов установлен постоянный или временный запрет добычи (вылова) при осуществлении любительского рыболовства.

    В случае превышения суточной нормы добыча (вылов) водных биоресурсов прекращается.

    В случае прилова водных биоресурсов, запрещенных к добыче (вылову), а также видов водных биоресурсов, не поименованных в путевке, указанные водные биоресурсы должны выпускаться в естественную среду обитания с наименьшими повреждениями.

    Рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации осуществляется лицами, относящимися к указанным народам, и их общинами с предоставлением рыбопромыслового участка или без его предоставления. При этом, рыболовство без предоставления рыбопромыслового участка осуществляется без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, за исключением добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов.

    Лица, осуществляющие традиционное рыболовство на основании разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов должны иметь при себе надлежащим образом оформленный подлинник разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, а также документ о внесении изменений в данное разрешение. При осуществлении традиционного рыболовства на сформированном для этой цели рыбопромысловом участке должны иметь договор о предоставлении этого рыбопромыслового участка.

    Кроме того, вышеуказанные лица имеют право на применение традиционных орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов, если такие способы прямо или косвенно не ведут к снижению биологического разнообразия, не сокращают численность и устойчивое воспроизводство объектов животного мира, не нарушают среду их обитания и не представляют опасности для человека.

    При осуществлении традиционного рыболовства, запрещается:
1. осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов с превышением объемов распределенных им квот добычи (вылова) (за исключением добычи (вылова) водных биоресурсов (кроме омуля байкальского) для удовлетворения личных нужд на маршрутах кочевий, временных стоянках и промежуточных базах в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
2. выбрасывать добытые (выловленные) водные биоресурсы, разрешенные для добычи (вылова).
При случайном прилове запрещенных видов водных биоресурсов, а также водные биоресурсы, добытые (выловленные) с превышением установленного объема либо не поименованные в разрешении о предоставлении водных биоресурсов в пользование для осуществления традиционного рыболовства и менее промысловой меры должны, независимо от состояния, выпускаться в естественную среду обитания с наименьшими повреждениями.
3. осуществлять добычу (вылов) байкальской нерпы: с использованием огнестрельного оружия — находящейся в водном объекте рыбохозяйственного значения на плаву, а также на плавающих льдинах; с использованием гладкоствольных ружей — повсеместно; крючковой снастью; детенышей байкальской нерпы на стадии белька и кормящих самок.
4. запрещается добыча (вылов):
— всех видов водных биоресурсов — в Чивыркуйском заливе озера Байкал и реках, впадающих в него, — с распаления льда по 20 июня;
— всех видов водных биоресурсов в бассейне реки Баргузин, а также на расстоянии менее 3 км, отмеряемых вправо, влево и вглубь Баргузинского залива озера Байкал от устья реки Баргузин, — с распаления льда по 5 июля (за исключением добычи (вылова) сазана (жилая форма) и омуля байкальского) и с 15 августа по 31 октября;
— омуля байкальского в иных реках (включая их притоки), впадающих в озеро Байкал, а также на расстоянии менее 0,5 км, отмеряемых вправо, влево и вглубь озера Байкал от устьев этих рек — с 15 августа по 31 октября;
— в запретные сроки (периоды), установленные для промышленного рыболовства;
— на закрепленных рыбоводных участках и предоставленных для осуществления промышленного рыболовства рыбопромысловых участках.
За нарушение Правил рыболовства, совершенные при осуществлении любительского и спортивного рыболовства на внутренних водных объектах, предусмотрена административная ответственность по ч.2 ст. 8.32 КоАП РФ.

    За незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено с причинением крупного ущерба; применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов; в местах нереста или на миграционных путях к ним; на особо охраняемых природных территориях либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации предусмотрена уголовная ответственность по ст. 256 УК РФ.