Изменены правила получения в пользование участков недр
Федеральным законом от 25.12.2023 № 656-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» изменен порядок возникновения права пользования недрами без проведения аукциона.
Установлено, что право пользования недрами без проведения аукциона возникает на основании решения органа, принимаемого по результатам рассмотрения заявки на получение права пользования недрами. Заявка подается лицом, отвечающим требованиям, предъявляемым к пользователю недр, и должна соответствовать одному из порядков предоставления права пользования участками недр. Предоставление данного права оформляется в виде решения органа. Выдача лицензии на пользование недрами по результатам рассмотрения заявки допускается после уплаты разового платежа за пользование недрами.
Уточнены основания отказа в приеме заявки на участие в аукционе и заявки на получение права пользования недрами без проведения аукциона. Отдельно выделены основания отказа в предоставлении права пользования недрами без проведения аукциона: заявитель не представил доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного осуществления пользования недрами, при предоставлении заявителю права пользования недрами не будут соблюдены антимонопольные требования, сведения о заявителе содержатся в реестре недобросовестных участников аукционов на право пользования участками недр.
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2024 года.
***
Изменен порядок ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2024 № 473 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.2022 № 830» были внесены изменения в Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Так, из государственного реестра исключаются сведения об объектах НВОС IV категории, включенных в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с одновременным направлением уведомления юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющему хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, об исключении учетных сведений об объекте.
Уполномоченные органы до вступления в силу постановления должны исключить объекты НВОС IV категории, включенных в государственный реестр объектов, и в течение 4 месяцев со дня вступления в силу постановления должны обеспечить исключение учетных сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду с уведомлением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на таких объектах.
***
Природоохранная прокуратура информирует о порядке обращения с побочными продуктами производства
С 01.03.2023 вступили в законную силу изменения федерального законодательства, регламентирующие порядок обращения с побочными продуктами производства.
Согласно статье 51.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под побочными продуктами производства понимаются вещества и (или) предметы, которые образуются в ходе производства основной продукции либо выполнения работ (оказания услуг) и не являются целью такого производства (работ, услуг). Такие вещества (предметы) должны быть пригодны в качестве сырья в последующем производстве или же для потребления в качестве продукции.
Организации и предприниматели должны самостоятельно определять, к какой категории относятся полученные в ходе производства вещества: к отходам или к побочным продуктам.
За побочные продукты, образовавшиеся при ведении деятельности, хозяйствующим субъектам плату за НВОС вносить не нужно.
Однако, если побочные продукты признаются отходами, тогда возникает обязанность внести плату за НВОС за них как за размещение отходов (пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Побочные продукты производства признаются отходами, если они размещены на объектах размещения отходов либо по истечении 3 лет с даты отнесения веществ к побочным продуктам не использованы в собственном производстве и не переданы третьим лицам.
С учетом того, что новые нормы вступили в силу с 01.03.2023, впервые перечислить плату за НВОС за новый вид отходов потребуется не позднее 01.03.2024.
***
Действующие запреты и ограничения в сфере отходов производства и потребления
Анализ законности в сфере благоустройства территорий показал, что, вопреки установленному законодательством запрету, на придомовых территориях продолжается использование автомобильных покрышек для оборудования цветочных клумб. Токсины, выделяемые при разложении покрышек, продолжающемся не менее 100 лет, оказывают негативное воздействие на воду, почву и атмосферный воздух. При разложении покрышек образуется мельчайшая пыль, которая при близком контакте способствует развитию аллергических реакций, бронхиальной астмы, инфекционных заболеваний дыхательных путей, онкологических заболеваний органов дыхания.
При термическом разложении могут выделяться относящиеся к 1 и 2 классам опасности вещества – стирол, фуран, свинец, сернистая кислота. Возгорание может повлечь выброс диоксида серы в атмосферный воздух и, как следствие, негативное влияние на здоровье человека, в том числе раздражение слизистых оболочек, обострение сердечно-сосудистых и иных заболеваний.
В силу ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещаются:
— сброс отходов производства и потребления на почву;
— размещение отходов I-IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых и иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Согласно ст. 14.4 Федерального з-акона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при обращении с группами однородных отходов I-V классов опасности должны соблюдаться условия, установленные федеральным орган6ом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242, отработанные автомобильные шины относятся к IV классу опасности.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно пп. 69, 73, 75 Требований при обращении с группами однородных отходов I-V классов опасности, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11 июня 2021 года № 399, отходы шин подлежат сбору, накоплению, хранению, транспортированию, утилизации, обезвреживанию, условия и способы которых должны обеспечивать безопасность окружающей среды и здоровья человека. Накопление, хранение отходов шин осуществляются соответственно в местах (площадках) накопления отходов, на специализированных объектах хранения, представляющих собой помещения и крытые площадки, имеющие ограждение, оснащенные средствами пожаротушения, в которые исключен доступ посторонних лиц.
***
Природоохранная прокуратура разъясняет: новые требования промышленной безопасности к разработке угольных месторождений открытым способом
В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к деятельности в области промышленной безопасности, а также безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на объекте.
Согласно п. п. 558 – 560 Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом, утвержденных приказом Ростехнадзора от 10.11.2020 № 436, с 1 января 2023 года комплексы технических, технологических, инженерных и информационных систем должны быть объединены в многофункциональную систему безопасности. Ее состав определяется на основании соответствующего проекта с учетом рисков аварий на угольном разрезе.
Угледобывающая организация должна осуществлять дистанционный мониторинг (контроль) параметров безопасности, регистрируемых многофункциональной системой угольного разреза.
В рамках мониторинга (контроля) параметров безопасности угледобывающая организация должна обеспечить учет, анализ и оценку опасностей, а также передачу информации о выявленных изменениях параметров безопасности и срабатывании систем противоаварийной защиты по каналам связи в территориальный орган Ростехнадзора.
За нарушение требований промышленной безопасности статьей 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность: для должностных лиц штраф от 20 до 50 тысяч рублей или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 2 лет; для юридических лиц штраф от 200 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток.
Помощник Ангарского межрайонного
природоохранного прокурора
А.С. Данилов
***
Природоохранная прокуратура разъясняет: изменения в законодательстве в сфере обращения с отходами
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.02.2022
№ 271 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности»» с01.01.2023 подавать заявление
о предоставлении лицензии на обращение с отходами, внесении изменений
в реестр лицензий соискатель лицензии или лицензиат сможет исключительно в форме электронных документов через Единый портал государственных
и муниципальных услуг.
Ранее, направление указанных документов осуществлялась через МФЦ.
Информация о принятом лицензирующим органом решении доводится до соискателей посредством направления уведомления в личный кабинет Единого портала государственных и муниципальных услуг.
Напоминаем, что в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Заместитель Ангарского межрайонного
природоохранного прокурора
Б.А. Доржиев
***
Природоохранная прокуратура разъясняет: Правила посещения особо охраняемых природных территорий
Особо охраняемыми природными территориями (далее-ООПТ) являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
В связи с ежегодным увеличением антропогенной нагрузкой на экологические системы природных территорий необходимо уделять особое внимание вопросу защиты окружающей среды.
Законодателем определены следующие категории ООПТ: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники, национальные и природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические и ботанические сады.
В целях охраны природных территорий и сохранения их биологического разнообразия федеральным законодателем определены соответствующие режимы использования особых территорий. Виды ограничений или запреты, действующие на ООПТ, закреплены положением (или паспортом) ООПТ, находящимся в общедоступных источниках в сети «Интернет».
Посещение ООПТ осуществляется в соответствии с установленным для таких территорий режимом особой охраны (ст. 5.1. Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон № 33-ФЗ). Например, посещение государственных природных заповедников, национальных парков возможно только при наличии специального разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление соответствующей территорией. Разрешение на пребывание не требуется для граждан, проживающих на охраняемой территории.
Правила посещения ООПТТ регионального и местного значения утверждаются правительствами субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Размер платы за посещение ООПТ устанавливается федеральными государственными бюджетными учреждениями, высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации либо соответствующими органами местного самоуправления.
Отдельные категории граждан имеют скидки при приобретении соответствующих разрешений (граждане, проживающие на территории региона, многодетные семьи и др.), в том числе и право бесплатного посещения (дети до 7 лет, дети – сироты, ветераны всех категорий и др.).
В случае выявления нарушений режима использования национального парка должностные лица Учреждения имеют право составить протокол об административном правонарушении.
За нарушение установленного Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» или положением об особо охраняемой природной территории режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов, а также на территориях, на которых находятся памятники природы установлена административная ответственность, в том числе по ст. 8.28 КоАП РФ (незаконная рубка лесных насаждений), ст.8.37 КоАП РФ (нарушение правил охоты и рыболовства), ст. 8.39 КоАП РФ (нарушение установленных режима и правил охраны ООПТ, в том числе сбор дикоросов) ст. 8.39 КоАП РФ (незаконное строительство и загрязнение окружающей среды), ст. 8.32 КоАП РФ (нарушение правил безопасности в лесах).
Штрафы, налагаемые на граждан за совершенные правонарушения, установлены в размерах от 500 рублей до 4 тыс.
Если вышеуказанные нарушения причинили значительный ущерб, то ст. 262 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность (в размере до 200 тыс. руб., либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет).
Таким образом, соблюдение установленных правил поведения на ООПТ не только предотвратит неблагоприятные последствия встречи с законом, но и поможет сохранить окружающую среду, как неоценимый источник здоровья населения.
Ангарский межрайонный
природоохранный прокурор
О.В. Пириятина
***
Ответственность за не проведение инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Инвентаризация выбросов – это сбор и упорядочивание всех необходимых сведений о распределении источников на территории предприятия, классе опасности источников выбросов и других параметров, количестве и составе выбросов вредных веществ в атмосферу.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Приказом Министерством природных ресурсов Российской Федерации от 19.11.2021 № 871, установлен Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки.
Вышеуказанным Порядком определено, что инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов.
Согласно п. 44 Порядка данные о результатах инвентаризации выбросов, ее корректировки хранятся бессрочно хозяйствующим субъектом в бумажном и электронном виде в порядке, который устанавливается хозяйствующим субъектом.
Хозяйствующий субъект определяет место хранения, а также назначает должностное лицо, ответственное за хранение данных инвентаризации выбросов.
В соответствии с п. 45 Порядка определены обстоятельства при которых осуществляется корректировка данных инвентаризации выбросов объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Так, корректировка инвентаризации осуществляется при:
— изменении технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и установок очистки газа, включая оборудование (оснащение) установок очистки газа на ИЗАВ (источник загрязнения атмосферного воздуха), ввод в эксплуатацию или ликвидацию ИЗАВ;
— изменении объемов производства;
— замена технологического оборудования и (или) сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов;
— реконструкции, модернизации установок очистки газа, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов.
Также корректировка данных инвентаризации выбросов объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду осуществляется в случаях:
— выявления при проведении производственного экологического контроля или государственного экологического контроля (надзора) несоответствия между показателями выбросов и данными последней инвентаризации выбросов, в том числе выявление неучтенных ИЗАВ и (или) выбрасываемых загрязняющих веществ;
— изменения законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанные с инвентаризацией выбросов, если после вступления в силу данного изменения документация по инвентаризации выбросов не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
За непроведение инвентаризации источников выбросов предусмотрена административная ответственность по ст. 8.1 КоАП РФ, согласно которой за невыполнение вышеуказанных требований закона предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 руб., на должностных лиц — от 2000 до 5000 руб.; на юридических лиц — от 20 000 до 100 000 руб.
***
Ужесточена ответственность за пожары в лесах.
С 5 апреля 2022 года вступили в законную силу изменения в Кодекс об административных правонарушениях РФ, Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ, касающиеся ответственности за лесные пожары. Отныне наказание ужесточается.
В ранее действовавшей редакции Уголовного кодекса РФ не был указан размер ущерба, при котором ответственность за правонарушение переходит из разряда административной в уголовную. Этим активно пользовались недобросовестные лица. Данный пробел устранен.
Согласно поправкам, уголовная ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем наступит, если действия нанесли значительный ущерб. Таким ущербом признали сумму в 10 тысяч рублей и более. В качестве наказания уголовным законом предусмотрены: штраф 300-500 тысяч рублей или лишение свободы на срок до 4 лет.
Если же нарушение правил пожарной безопасности закончилось возгоранием, но признаков уголовного преступления нет, наступит административная ответственность. Граждан за такое деяние оштрафуют на 5 тысяч рублей, должностных лиц — на 50 тысяч, компании — на сумму от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.
Ужесточение наказаний вызвано безответственным поведением жителей страны по отношению к лесу. 90% от всех лесных пожаров происходит по причине действий людей с огнем.
***
Ангарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению гражданина о нарушении природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации железнодорожных путей в г.Черемхово по ул.Чернышевского.
С целью разъяснения заявителю направленного ответа заместителем межрайонной природоохранной прокуратуры осуществлен выезд в г.Черемхово.
В ходе выезда заявителю разъяснены требования природоохранного законодательства, а также передан проект искового заявления о возмещении материального и морального вреда вследствие деятельности железнодорожного транспорта, подготовленного природоохранной прокуратурой.
***
Ответственность за несанкционированный выезд транспорта на ледовый покров водных объектов
Установившиеся в регионе положительные температуры воздуха ведут к интенсивному таянию, уменьшению толщины и ослаблению прочности ледового покрова на водных объектах.
Участившиеся в текущий весенний период факты провалов транспортных средств под лёд подтверждают небезопасность выезда на него и использования переправ через водные объекты в неустановленных либо запрещённых местах.
В этой связи Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура информирует жителей Республики Бурятия. Забайкальского края, Иркутской области и туристов, о том, что помимо наличия реальной угрозы жизни и здоровья граждан, утраты их имущества за несанкционированный выезд на ледовый покров водных объектов также предусмотрена установленная законом ответственность.
Статья 65 Водного кодекса Российской Федерации запрещает в границах водоохранных зон водных объектов движение и стоянку транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
Статьёй 8.42 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности. Указанное нарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 4500 рублей; на должностных лиц — от 8000 до 12 000 рублей; на юридических лиц — от 200 000 до 400 000 рублей.
В случае случайной гибели пассажиров в результате провала транспортного средства под лёд возможно наступление уголовной ответственности по статье 109 Уголовного кодекса Российской Федерации до двух лет лишения свободы, а в случае гибели двух и более лиц — до четырёх лет лишения свободы.
Также выезд транспорта на лёд, в том числе в нарушение знаков безопасности, может повлечь административную ответственность, установленную региональными законами.
Так, Закон Иркутской области от 29.12.2007 № 153-оз «Об административной ответственности за нарушение правил охраны жизни людей на водных объектах в Иркутской области» устанавливает административную ответственность за:
- нарушение правил охраны жизни людей на водных объектах при пользовании переправами и наплавными мостами, которое влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в
размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц — от 3000 до 5000 рублей; на юридических лиц — от 20000 до 50000 рублей;
- нарушение правил охраны жизни детей на водных объектах, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 тысяч рублей; на должностных лиц — от 4000 до 6000 рублей; на юридических лиц — от 30 000 до 60 000 тысяч рублей;
- нарушение требований к знакам безопасности на водных объектах, которое влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей.
Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура
***
Несанкционированный пал сухой растительности запрещён законом
В настоящее время пал сухой растительности, особенно на сельскохозяйственных угодьях, носит массовый характер и является распространённым у населения методом очистки земель от прошлогодней растительности.
Между тем, несанкционированный пал сухой растительности в приближающийся пожароопасный период создаёт реальную угрозу повреждения и уничтожения лесных насаждений, жилых домов, зданий, сооружений и иных объектов экономики, а также здоровью и жизни людей.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, запрещают выжигание сухой травянистой растительности, стерни и пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения, землях запаса и землях населённых пунктов.
Нарушение установленных запретов влечёт административную либо уголовную ответственность в зависимости от степени наступивших вредных последствий.
Так, административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрена ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая в зависимости от обстоятельств его совершения и размера причиненного ущерба может повлечь назначение наказания в виде административного штрафа:
- для граждан — от 2 до 5 тыс. руб.
- для должностных лиц — от 6 до 50 тыс. руб.;
- для предпринимателей — от 20 до 60 тыс. руб.;
- для юридических лиц — от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб.
Кроме того, за указанные деяния законом предусмотрена возможность административного приостановления деятельности предпринимателей и юридических лиц на срок до 30 суток.
Неосторожное уничтожение или повреждение огнём чужого имущества на сумму свыше 250 тысяч рублей является преступлением, предусмотренным ст. 168 УК РФ и влекущим наказание до 1 года лишения свободы.
Согласно Правилам пожарной безопасности в лесах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614, со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах, в числе прочего запрещается: - использовать открытый огонь (костры, паяльные дампы, примусы, мангалы, жаровни) в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев;
- бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло, в т.ч. стеклянные бутылки, банки и др.;
- оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы в не предусмотренных специально для этого местах;
- заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим.
- Административная ответственность за нарушение Правил пожарной безопасности в лесах установлена ст. 8.32 КоАП РФ, которая предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере от 1,5 тыс. до 1 млн. руб.
- Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности влечёт наступление уголовной ответственности по ст. 261 УК РФ с назначением наказания до 4 лет лишения свободы. При этом 05.04.2022 вступают в силу внесённые в ст. 261 УК РФ изменения, согласно которым уголовную ответственность повлечёт причинение ущерба лесным насаждениям в значительном размере, то есть превышающем 10 тыс. руб.
- В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану, до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров, оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров.
- В связи с этим Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура призывает граждан проявлять бдительность и в случае обнаружения фактов пала сухой растительности и пожаров в лесах незамедлительно сообщать о них в уполномоченные экстренные службы по телефонам «01», «101» и «112». Следует отметить, что вызов экстренных служб бесплатен, а позвонить на номер «112» можно с мобильного телефона даже в том случае, если в телефоне не установлена SIM-карта или на счету абонента отрицательный баланс.
Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура
***
Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура проведет проверку в отношении ООО «Разрез Иретский»
В настоящее время в городе Черемхово среди местного населения особую обеспокоенность вызывает деятельность предприятия ООО «Разрез Иретский», связанная с ведением работ по восстановлению железнодорожных путей на ул.Чернышевского 111.
ООО «Разрез Иретский» на земельных участках с кадастровыми номерами 38:33:0100216:10, 38:33:010216:3, 38:33:000000:1974 намечено строительство объекта «Развитие инфраструктуры железнодорожного пути необщего пользования ООО «Разрез Иретский», в рамках которого планируется возведение железнодорожных путей, используемых в будущем для транспортировки угля.
Ангарской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании коллективного обращения граждан организована проверка исполнения юридическим лицом требований законодательства в области охраны окружающей среды по факту намечаемой хозяйственной деятельности.
Законодательство в области градостроительной деятельности, экологической экспертизы налагает на лиц, заинтересованных строительстве зданий, строений и сооружений на Байкальской природной территории определенные ограничения.
Государственная экологическая экспертиза – установление соответствия документации, обосновывающей намечаемую в связи с реализацией объекта хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям. Экологическая экспертиза проводится в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду (ст.1 Федерального закона «Об экологической экспертизе»).
Поскольку территория города Черемхово входит в границы Байкальской природной территории, по инициативе ООО «Разрез Иретский» Управлением Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории будет организована и проведена государственная экологическая экспертиза проекта строительства.
Таким образом, оценка воздействия на окружающую среду и здоровье населения планируемой ООО «Разрез Иретский» деятельности по строительству объекта, в том числе железнодорожных путей и дальнейшей их эксплуатации, а также достаточности мер, предусмотренных проектной документацией, будет дана экспертной комиссией в Управлении Росприроднадзора, в рамках прохождения государственной экологической экспертизы, о чем будет составлено соответствующее заключение.
Вопросы исполнения законодательства об охране природы по факту планируемой ООО «Разрез Иретский» деятельности строительству указанного объекта находятся на контроле природоохранной прокуратуры.
Заместитель прокурора
юрист 1 класса И.Б. Миллер
***
Отчет о работе за 2 года.
01.12.2017 является днем создания Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры, в состав которой входит Ангарская межрайонная природоохранная прокуратура. Около двух лет Ангарская природоохранная прокуратура осуществляет надзор за исполнением природоохранного законодательства на территории от г. Ангарска до Аларского района. Поднадзорная территория представлена 54 муниципальными образованиями (4 городских округа, 3 муниципальных района, 6 городских и 41 сельское поселение).
Основной «болевой точкой» в работе природоохранной прокуратуры является нерешаемая на протяжении десятилетий проблема с масштабным химическим загрязнением «промплощадки Усольехимпром». С учетом происшествий и чрезвычайных ситуаций, возникающих на промплощадке в течение 2018-2019 годов, прокуратурой давалась оценка работе уполномоченных органов, хозяйствующих субъектов. Одновременно проводилась работа в рамках межведомственного взаимодействия. В результате совместных усилий прекращен незаконный, стихийный демонтаж металлоконструкций на территории промплощадки. Предотвращен доступ на территорию третьих лиц в целях незаконного демонтажа металлоконструкций. С территории промплощадки вывезены для утилизации 1084 баллонов с ртутью. Предотвращен незаконный демонтаж расолодобывающей скважины 2Рх, содержащей отходы эпихлоргидрина. В рамках регионального контракта обследованы 23 емкости с химически опасными веществами, расположенные на территории промышленной площадки, часть веществ вывезена для ликвидации. Разработан в окончательном варианте проект демеркуризации цеха ртутного электролиза, который получил положительные заключения государственной экологической экспертизы, ФАУ «Главгоэкспертизы». На 2020 год запланировано финансирование на выполнение работ по демеркуризации цеха ртутного электролиза.
Вместе с тем, основная проблема химического загрязнения данной территории не решена, что требует дальнейшего пристального внимания природоохранной прокуратуры.
Наиболее очевидная природоохранная проблема – это трудности в обращении с отходами. В связи с изменением с 01.01.2019 полномочий органов местного самоуправления в данной сфере, прокуратурой уделялось внимание этой работе в муниципальных образованиях. Большинство органов местного самоуправления не ориентировались ни в новой системе обращения с отходами, ни в объеме своих полномочий. В связи с этим в течение 2018 года активно разъяснялось законодательство об отходах с выездом в отдаленные муниципальные образования (32). Также принимались и акты прокурорского реагирования. В частности, по требованию прокурора в 15 муниципальных образованиях определена потребность в контейнерах для накопления ТКО, установлены места для размещения контейнерных площадок. По инициативе природоохранного прокурора органы местного самоуправления 32 муниципальных образований разработали административные регламенты предоставления муниципальных услуг, связанных с созданием мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и включением сведений о них в реестр.
Мерами прокурорского реагирования удалось понудить уполномоченные органы, организации к ликвидации несанкционированных свалок, общим объемом более 2000 куб. м. на территориях 20 муниципальных образований.
На систематической основе в деятельности хозяйствующих субъектов выявляются нарушения в сфере обращения с отходами. Традиционными нарушениями являются: размещение отходов вне специально оборудованных мест, отсутствие паспортов отходов, отсутствие надлежащего учета отходов.
Например, судом удовлетворены требования межрайонного прокурора к трем предприятиям, осуществляющим переработку древесины на территории г. Усолье-Сибирское, которые в результате своей хозяйственной деятельности допустили захламление отходами лесопиления земельных участков, общей площадью 10,6 га. Предприятия размещали отходы лесопиления навалом непосредственно на почве, в результате чего образовались кучи древесных отходов, высотой до пяти метров. Общий объем отходов составил более 104 тыс. куб.м. Кроме того, допускалось сжигание отходов открытым способом в вырытой яме, в связи с чем оказывалось дополнительное негативное воздействие на атмосферный воздух.
Ненадлежащим образом организована работа сельхозтоваропроизводителей по обращению с отходами животноводства. Так, на территории Аларского района выявлено 10 животноводческих ферм, где деятельность осуществляется с грубым нарушением норм законодательства об отходах и ветеринарных требований. Отходы животноводства складируются на почве, без проведения лабораторного контроля паразитологических исследований, чем создается угроза распространения заболеваний, опасных для человека.
Использование водных объектов на поднадзорной территории также вызывает нарекания. Зачастую водопользователи не оформляют документы, являющиеся правовым основанием для использования водных объектов, не согласовывают свою деятельность с органом Росрыболовства. Сброс сточных вод допускают с превышением предельно допустимой концентрации вредных веществ.
В сфере лесных отношений, к сожалению, всегда выявляется множество правонарушений. В судебном порядке, а также мерами реагирования лесопользователи понуждаются к очистке используемых лесных участков от порубочных остатков, к проведению мероприятий по лесовосстановлению, к приведению проектов освоения лесов в соответствие с нормами закона. По выявленным природоохранным фактам незаконных рубок лесных насаждений (с превышением разрешенных объемов, при использовании лесного участка не в соответствии с его назначением) возбуждены и расследуется 3 уголовных дела.
В текущем году удовлетворены требования прокурора о взыскании с лесопользователей ущерба, причиненного животному миру в результате законной деятельности по рубке древесины, в размере более 7 млн. рублей.
Безусловно перечисленные направления работы не являются исчерпывающими. В будущем году Ангарская природоохранная прокуратура, не оставляя без внимания все сферы надзора, планирует сконцентрировать свои усилия на работе в сфере охраны атмосферного воздуха.
***
Памятка «Полномочия органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами»
***
Ангарская межрайонная природоохранная прокуратура 27.06.2019 проводит «горячую линию» по вопросам охраны водных объектов, в виде приема звонков по телефону.
Заинтересованные лица могут обратиться 27.06.2019 в период с 09:30 до 16:30 по телефонам 8(39543) 6-22-04, 6-22-05, задать интересующие вопросы о применении законодательства об охране водных объектов, в том числе сообщить об известных нарушениях в указанной сфере.
Сообщения о нарушениях в сфере охраны водных объектов также принимаются по электронному адресу: ampp@baikalproc.ru.
***
Особенности добычи подземных вод садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами
С 01.01.2019 вступили в силу положения Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации».
Данный закон устанавливает для садоводческих, огороднических некоммерческих товариществ особый режим пользования участками недр местного значения для добычи подземных вод, используемых для целей хозяйственно-бытового водоснабжения таких товариществ.
Так, подземные воды должны добываться исключительно для собственных нужд некоммерческого товарищества, а также для собственных (личных, бытовых) нужд правообладателей садовых или огородных земельных участков, находящихся в границах такого товарищества. Использование такой воды, для целей, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не допускается.
Добыча подземных вод для целей хозяйственно-бытового водоснабжения товариществ осуществляется без:
— проведения геологического изучения недр;
-проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр;
— согласования и утверждения технических проектов и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;
-без представления доказательств того, что товарищества обладают или будут обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.
Однако, для осуществления добычи подземных вод в целях хозяйственно-бытового водоснабжения товариществ, такие некоммерческие объединения граждан должны получить право пользования соответствующим участком недр местного значения на основании решения министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области. Помимо этого, добыча подземных вод должна производиться с соблюдением правил охраны подземных водных объектов, охраны недр, рационального использования недр.
Для оформления права пользования участками недр местного значения садоводческие, огороднические, дачные товарищества должны предоставить в Минприроды Иркутской области пакет документов, конкретный перечень которых установлен постановлением Правительства Иркутской области от 28.05.2014 N 254-пп «О Порядке предоставления права пользования участками недр местного значения без проведения аукциона».
Помимо этого, к 01.01.2020 года все садоводческие, огороднические товарищества должны будут получить лицензию на пользование недрами в целях добычи подземных вод из скважины, используемой для хозяйственно-бытовых нужд товарищества.
***
Генеральной прокуратурой Российской Федерации организуется Международный молодежный конкурс социальной рекламы антикоррупционной направленности на тему: «Вместе против коррупции!». Соорганизаторами этого конкурса являются компетентные органы государств – участников Межгосударственного совета по противодействию коррупции и БРИКС.
Прием работ будет осуществляться с 1 июня по 1 октября 2019 г. на официальном сайте конкурса www.anticorruption.life в двух номинациях – социальный плакат и социальный видеоролик. К участию приглашаются молодые люди в возрасте от 14 до 35 лет. Торжественную церемонию награждения победителей конкурса планируется приурочить к Международному дню борьбы с коррупцией (9 декабря).
Правила проведения конкурса доступны на официальном сайте конкурса.
Ангарская межрайонная природоохранная прокуратура
***
Ангарской природоохранной прокуратурой проводится проверка исполнения законодательства об отходах и потребления хозяйствующими субъектами, органами местного самоуправления, региональным оператором, операторами по обращению с отходами.
В целях дополнительного выявления нарушений в сфере обращения с отходами природоохранной прокуратурой 20.03.2019 в период времени с 9-00 по 17-00 проводится «горячая линия», в ходе которой обращения, предложения, замечания граждан по обозначенной теме принимаются по тел. 839543-62201, 839543-62205.
***
Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура «Ангарская межрайонная природоохранная прокуратура» предоставляет, для ознакомления граждан, материалы генеральной прокуратуры РФ в области противодействия коррупции:
Памятка «Контроль за соответствие расходов государственных и муниципальных служащих их доходам»;
Памятка «Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе» в электронном виде.
***
Ангарским природоохранным прокурором приняты меры к устранению нарушений при осуществлении водопользования садоводческими, огородническими, дачными некоммерческими объединениями граждан».
Вода – один из самых основных ресурсов, без которого невозможно ведение садоводства, огородничества, а также дачного хозяйства. Прокурорская проверка показала, что для обеспечения такой потребности садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан осуществляют забор воды непосредственно из водных объектов, допуская при этом нарушения закона.
Суд по требованию природоохранного прокурора обязал 8 садоводческих некоммерческих объединений граждан заключить с министерством природных ресурсов Иркутской области договоры водопользования, а также оборудовать водозаборные сооружения рыбозащитными устройствами.
***
В связи с проведением Ангарской межрайонной природоохранной прокуратурой «Горячей линии» по вопросам охраны недр, просим Вас разместить на официальном сайте Администрации следующую информацию:
«Ангарская межрайонная природоохранная прокуратура 12.10.2018 проводит «горячую линию» по вопросам охраны недр, в виде приема звонков по телефону.
Заинтересованные лица могут обраться 12.10.2018 в период с 09:30 до 16:30 по телефонам: 8 (39543) 6-22-04, 6-22-05, задать интересующие вопросы о применении законодательства о недропользовании, в том числе сообщить об известных нарушениях при использовании недр».
***
Ангарская межрайонная природоохранная прокуратура осуществляет надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции структурными подразделениями территориальных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им учреждениями и организациями, органами местного самоуправления, осуществляющих природоохранную деятельность и расположенных на поднадзорной территории.
Ангарской межрайонной природоохранной прокуратурой в целях антикоррупционного просвещения и формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению разработана Памятка на тему: «Что нужно знать о коррупции».
Сообщить о фактах коррупции в перечисленных природоохранных органах власти и организациях Вы можете на официальном сайте Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры https://baikalproc.ru в разделе «ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ», либо посредством обращения в Ангарскую межрайонную природоохранную прокуратуру по адресу: г. Усолье-Сибирское, ул. Ленина, 44, тел. 8-39543-6-22-01.
Памятка «Что НУЖНО ЗНАТЬ о коррупции»
***
«ВНИМАНИЕ КОНКУРС! «Самый чистый двор, улица, берег реки…!»
Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратурой объявлен межрегиональный конкурс «Самый чистый двор, улица, берег реки…!». Мероприятие проводится в Иркутской области, Республике Бурятия, Забайкальском крае.
Основной целью конкурса является привлечение внимания всех граждан к проблемам загрязнения окружающей среды, оказание помощи в уборке от мусора дворовых территорий, улиц, парков и скверов, берегов рек, озёр и водохранилищ, а также прививание культуры бережного отношения к природе, Байкальской природной территории, озеру Байкал.
Участие в наведении порядка в окружающей среде могут принять все желающие. Для этого необходимо сфотографировать загрязнённый участок местности (двора, улицы, берега водоёма и т.д.) до и после его уборки, составить фотоотчёт (видеоотчёт) о проделанной работе. Подробности участия в конкурсе отражены в положении о конкурсе.
Все материалы по Иркутской области направлять в Байкальскую межрегиональную природоохранную прокуратуру (г. Иркутск, ул. Дзержинского, 46, электронная почта: chistyakova@baikalproc.ru ); по Республике Бурятия — в Восточно-Байкальскую межрайонную природоохранную прокуратуру (г. Улан-Удэ, ул. Комсомольская, 9Б, электронная почта: vbmpp@baikalproc.ru ); по Забайкальскому краю — в Забайкальскую межрайонную природоохранную прокуратуру (г. Петровск-Забайкальский, ул. Спортивная, 25, электронная почта: zmpp@baikalproc.ru).
Работы принимаются до 15.08.2018, итоги конкурса будут подведены 14.09.2018.
***
Результаты проверки Ангарской природоохранной прокуратурой исполнения законодательства о рыболовстве, сохранении водных биоресурсов и аквакультуры
Ангарской природоохранной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства о рыболовстве и аквакультуре, установлено, что отдельными рыбоводными хозяйствами игнорируются требования ветеринарного законодательства при разведении водных биологических ресурсов, что создает угрозу выпуска в водоемы или продажу населению зараженной рыбы.
В частности, при разведении пеляди, сазана двумя хозяйствующими субъектами не созданы условия для выполнения мероприятий по карантинированию, проведению обязательных профилактических мероприятий и диагностических исследований животных. В настоящее время судом рассматриваются 2 иска о понуждении предпринимателей к оборудованию карантийно-изоляторных прудов; обустройству лаборатории для проведения ихтиопатологических исследований, а также бассейнов или ванн для проведения лечебных и профилактических обработок рыб.
Исполняя требования прокурора юридическим лицом, осуществляющим выращивание молодых особей для реализации и последующего выпуска в водоемы, обеспечено проведение карантирования молодняка перед его продажей.
Помимо этого, природоохранной прокуратурой приняты меры к пресечению незаконного лова омуля, для чего проверены индивидуальные предприниматели, реализующие рыбную продукцию. Пять индивидуальных предпринимателей по инициативе прокурора привлечены к административной ответственности за нарушение ветеринарно-санитарных правил при реализации соленой и копченой рыбной продукции. Помимо этого, установлен факт реализации омуля в соленом виде и холодного копчения, добыча которого осуществлена незаконно. В связи с этим, природоохранной прокуратурой в порядке ст. 37 УПК РФ в органы предварительного расследования направлены материалы по факту незаконной добычи омуля для решения вопроса об уголовном преследовании неустановленных лиц по ч.3 ст. 256 УК РФ, возбуждено уголовное дело, которое расследуется. Также, по факту приобретения, сбыта омуля, заведомо добытого преступным путем, природоохранным прокурором инициировано решение вопроса об уголовном преследовании виновного лица по ч.1 ст. 175 УК РФ.
***
Среди природных ресурсов, играющих важную экономическую и социальную роль, особое место занимают водные биологические ресурсы.
Водные биологические ресурсы – это рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.
Отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов регулируются Федеральным законом №166-ФЗ от 20.12.2004 г., Правилами Рыболовства для Байкальского рабохозяйственного бассейна, утв. приказом Министерства сельского хозяйства №435 от 07.11.2014
Рыболовство осуществляется в отношении видов водных биоресурсов, добыча (вылов) которых не запрещена.
Граждане и юридические лица могут осуществлять:
1) промышленное рыболовство;
2) прибрежное рыболовство;
3) рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях;
4) рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях;
5) рыболовство в целях аквакультуры (рыбоводства);
6) любительское и спортивное рыболовство;
7) рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
При этом, любительское и спортивное рыболовство может осуществляться на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно, если иное не предусмотрено законом.
Рыболовство в прудах, обводненных карьерах, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, осуществляется с согласия их собственников.
На рыбопромысловых участках, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для организации любительского и спортивного рыболовства, любительское и спортивное рыболовство осуществляется гражданами при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора возмездного оказания услуг в области любительского и спортивного рыболовства).
Вместе с тем, при осуществлении любительского и спортивного рыболовства должны соблюдаться требования к сохранению водных биоресурсов.
Запрещается осуществлять любительское и спортивное рыболовство:
— в районах, запретных для промышленного рыболовства, за исключением Иркутского и Богучанского водохранилищ, Баргузинского залива озера Байкал, а также рек бассейна реки Ангара;
— в запретные сроки (периоды), установленные для промышленного рыболовства, за исключением применения удочек всех систем и наименований. При этом гражданин может использовать не более одной удочки с количеством крючков (одинарного, двойника либо тройника) не более 2 штук с берега без использования плавучих средств, а также с ледового покрова водного объекта рыбохозяйственного значения;
— в отношении видов водных биоресурсов, запретных для промышленного рыболовства (за исключением добычи (вылова) омуля байкальского с ледового покрова озера Байкал с использованием бормашовой уды), а также объектов аквакультуры в границах рыбоводных участков, без согласия рыбоводных хозяйств — пользователей рыбоводных участков;
— байкальского омуля;
— хариуса, ленка, тайменя, сига, щуки в запретные сроки (периоды), установленные для промышленного рыболовства;
— с превышением суточной нормы добычи (вылова) водных биоресурсов, разрешенной для одного гражданина при осуществлении любительского рыболовства без путевок, за исключением случая, если для таких водных биоресурсов установлен постоянный или временный запрет добычи (вылова) при осуществлении любительского рыболовства.
В случае превышения суточной нормы добыча (вылов) водных биоресурсов прекращается.
В случае прилова водных биоресурсов, запрещенных к добыче (вылову), а также видов водных биоресурсов, не поименованных в путевке, указанные водные биоресурсы должны выпускаться в естественную среду обитания с наименьшими повреждениями.
Рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации осуществляется лицами, относящимися к указанным народам, и их общинами с предоставлением рыбопромыслового участка или без его предоставления. При этом, рыболовство без предоставления рыбопромыслового участка осуществляется без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, за исключением добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов.
Лица, осуществляющие традиционное рыболовство на основании разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов должны иметь при себе надлежащим образом оформленный подлинник разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, а также документ о внесении изменений в данное разрешение. При осуществлении традиционного рыболовства на сформированном для этой цели рыбопромысловом участке должны иметь договор о предоставлении этого рыбопромыслового участка.
Кроме того, вышеуказанные лица имеют право на применение традиционных орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов, если такие способы прямо или косвенно не ведут к снижению биологического разнообразия, не сокращают численность и устойчивое воспроизводство объектов животного мира, не нарушают среду их обитания и не представляют опасности для человека.
При осуществлении традиционного рыболовства, запрещается:
1. осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов с превышением объемов распределенных им квот добычи (вылова) (за исключением добычи (вылова) водных биоресурсов (кроме омуля байкальского) для удовлетворения личных нужд на маршрутах кочевий, временных стоянках и промежуточных базах в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
2. выбрасывать добытые (выловленные) водные биоресурсы, разрешенные для добычи (вылова).
При случайном прилове запрещенных видов водных биоресурсов, а также водные биоресурсы, добытые (выловленные) с превышением установленного объема либо не поименованные в разрешении о предоставлении водных биоресурсов в пользование для осуществления традиционного рыболовства и менее промысловой меры должны, независимо от состояния, выпускаться в естественную среду обитания с наименьшими повреждениями.
3. осуществлять добычу (вылов) байкальской нерпы: с использованием огнестрельного оружия — находящейся в водном объекте рыбохозяйственного значения на плаву, а также на плавающих льдинах; с использованием гладкоствольных ружей — повсеместно; крючковой снастью; детенышей байкальской нерпы на стадии белька и кормящих самок.
4. запрещается добыча (вылов):
— всех видов водных биоресурсов — в Чивыркуйском заливе озера Байкал и реках, впадающих в него, — с распаления льда по 20 июня;
— всех видов водных биоресурсов в бассейне реки Баргузин, а также на расстоянии менее 3 км, отмеряемых вправо, влево и вглубь Баргузинского залива озера Байкал от устья реки Баргузин, — с распаления льда по 5 июля (за исключением добычи (вылова) сазана (жилая форма) и омуля байкальского) и с 15 августа по 31 октября;
— омуля байкальского в иных реках (включая их притоки), впадающих в озеро Байкал, а также на расстоянии менее 0,5 км, отмеряемых вправо, влево и вглубь озера Байкал от устьев этих рек — с 15 августа по 31 октября;
— в запретные сроки (периоды), установленные для промышленного рыболовства;
— на закрепленных рыбоводных участках и предоставленных для осуществления промышленного рыболовства рыбопромысловых участках.
За нарушение Правил рыболовства, совершенные при осуществлении любительского и спортивного рыболовства на внутренних водных объектах, предусмотрена административная ответственность по ч.2 ст. 8.32 КоАП РФ.
За незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено с причинением крупного ущерба; применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов; в местах нереста или на миграционных путях к ним; на особо охраняемых природных территориях либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации предусмотрена уголовная ответственность по ст. 256 УК РФ.